Вход

«Звёздные войны: Последние джедаи»: вселенная победившей постиронии

«Звёздные войны: Последние джедаи»: вселенная победившей постиронии

Писать о том, что тебе нравится, сложнее всего, ведь меня, хоть и не ярого фаната, но всё же поклонника «Звёздных войн» раздирают противоречия – с одной стороны, «Последние джедаи» получились насыщенными и по-настоящему захватывающими, с другой – Джонсон катком прошёлся по всему «джедайским» канонам, а «пасхалки» и отсылки к прошлым частям выглядят не более, чем издёвка.

Текст: Максим Полюдов

Путь, выбранный Джей Джей Абрамсом, заставил многих содрогнуться при мысли о том, что франшизу реанимирует именно он: слишком сумбурным и непонятным вышло «Пробуждение силы». Его не за что было любить, разве что за милашку Дэйзи Ридли, исполнившую роль Рэй, – да и всё, пожалуй. Абрамс будто бы боялся задеть чувства людей, неравнодушных к величайшей киносаге, но именно этот страх и сыграл с ним злую шутку, с головой выдав неуверенность режиссёра преступать заданные рамки.

В свою очередь Райан Джонсон, выходец из независимого кино, внезапно получил слишком много свободы и стал волен делать всё, что хочет, ведь кроме занятия режиссурой он собственноручно писал сценарий. В итоге мы получили вагон и маленькую тележку экшена: три параллельно развивающиеся сюжетные линии. В первой – противостояние повстанцев и Первого Ордена, во второй – приключения Финна и его новой напарницы, в третьей – попытка Рэй вывести из депрессии Люка Скайуокера.

В первой всем рулит заправский пилот коммандер По, который считает, что на войне все средства хороши. Он пытается любыми способами насолить Ордену – и морально, и физически, и, кажется, не понимает, что каждая маленькая победа даётся повстанцам дорогой ценой. Уничтожение вражеского дредноута стоит десятки жизней (для оставшихся в живых 400 людей это огромные потери), но По, вроде бы, это совсем не заботит – он чувствует себя героем. Причина кроется глубже, чем кажется, и так глубоко не копал даже Лукас, но вернёмся к этому чуть позже.

Параллельно Финн снова проявляет свои «лучшие» качества и пытается дезертировать, бежав с корабля на спасательной капсуле. Его останавливает Роуз, только что потерявшая в бою сестру, она хочет сдать его начальству, но внезапно они вместе разрабатывают гениальный план: проникнуть на вражеский корабль, отключить трекер и смыться с глаз Первого Ордена. Такое проникновение явно ни к чему хорошему не приведёт, но герои танцуют на одних и тех же граблях, заодно являя на суд зрителя самую слабо проработанную «сюжетку».

В то же время Рэй встречается с Люком Скайуокером и пытается уговорить его вернуться, ведь «голактеко опасносте», но тот упирается всеми силами. Или всей Силой. Тут же у Рэй появляется ментальная связь с Кайло Реном, который наконец-то избавился от своей маски, и она видит в нём светлую сторону. Рен, несмотря на проступки прошлого эпизода, действительно находится в душевных терзаниях и будто бы не знает, что делать дальше.

Пожалуй, главное отличие «Последних джедаев» от предыдущих частей заключается в том (именно к этому я обещал вернуться), что вселенная наконец-то не делится на чёрное и белое. Каждый из героев имеет в себе тёмную сторону – это и коммандер По, с лёгкостью обрекший на смерть своих товарищей, чего можно было избежать, и Люк Скайуокер, оказавшийся не таким великим джедаем, как нам показывали в первых шести эпизодах, и даже Кайло Рен, о котором мы говорили чуть выше. Единственная невинная овечка, свято верящая, что всё можно исправить, это Рэй, которая и становится жертвой своих же убеждений.

Другое дело, под каким соусом подаёт всё это Райан Джонсон. Иногда складывается ощущение, будто до сценария дорвался ярый фанат «Звёздных войн», который до этого угорел по «фанфикам». Он блюдет каноны: тут и классическая для вселенной музыка, и крики Чубакки, и появление некоторых дорогих сердцу персонажей в качестве камео. И тут уже не понять: то ли это победившая постирония, то ли Джонсон при всей любви ко вселенной действительно «упрекает» Джорджа Лукаса.

В любом случае, серьёзно воспринимать издёвки от человека, родившегося всего за четыре года до выхода «Новой надежды», не получается. Поэтому и не нужно – благо, «Последние джедаи» всё-таки способны увлечь, ну а решать, любить нового режиссёра или нет, стоит уже после титров.

вверх