«Защитники»: Фантастическая четвёрка по-русски

«Защитники»: Фантастическая четвёрка по-русски

Сарик Андреасян в очередной раз сумел удивить зрителя: казалось бы, после сиквела «Что творят мужчины» и «Ограбления по-американски» падать ниже некуда, но тут, как говорится, «снизу вежливо постучали» аж в шесть рук и одну пару лап. Это были «Защитники» – первые советские супергерои, вобравшие в себя все ненавистные стереотипы, за которые постоянно ругают Marvel и DC, и, что хуже всего, гордящиеся ими.

Автор: Максим Полюдов

Завязка фильма возвращает нас во времена Холодной войны. Пока за тремя океанами успешно штамповали универсальных солдат по типу Капитана Америки, а его вечный антагонист Красный Череп пытался заменить демократию коммунизмом, в России, оказывается, тоже проходили подпольные опыты по генетике. В результате их проведения, безумный учёный Август Куратов создал сверхлюдей по секретной программе «Патриот», однако она вышла из-под контроля, и её решили ликвидировать. В итоге Куратов взорвал свою лабораторию вместе с собой, но выжил, получив огромную дозу радиации, и на какое-то время пропал с радаров. Сверхлюди тоже разбрелись по странам бывшего Союза в надежде начать новую жизнь.

Наши дни. Москву атакует орда роботов и военной техники, которая будто бы обрела разум. Это похоже на восстание машин, но Министерство обороны быстро смекает: «Это ж Куратов!». И подрывается искать супергероев, созданных полвека назад. Те, как водится, заняты своими делами, для приличия агрессивно реагируют на просьбу вернуться в «Патриот» и защитить страну, но буквально за леденец и обещание мести соглашаются вступить в ряды «Защитников».

Сюжет прост как три копейки и по сути умещается в один пост старого «Твиттера». Андрей Гаврилов, штатный сценарист Андреасяна, решил вообще не заморачиваться над смысловой составляющей фильма – и это даже сошло бы ему с рук, проработай он главных персонажей. Но нет, каждому из героев даётся около тридцати секунд на личную историю, которая, видимо, должна выжать скупую слезу у зрителя. Но плакать хочется только по одной причине: из-за потраченных на билет денег.

Хотя какая может быть личная история у тех, кто под копирку слизан с западных комиксов? Четыре защитника – это как Фантастическая четвёрка. Фантастическая четвёрка персонажей-пустышек с украденными суперспособностями. И если кому-то (скажем, Леру) по крайней мере попытались придумать что-то отличное от остальных, то девушка-невидимка таковой и остаётся. Ещё есть казах со скоростью Флэша и мечами из игры «Принц Персии» и, конечно же, человек-медведь – Арсус, – заслуживающий отдельного внимания.

Вроде бы, что может быть более русским, чем человек-медведь? И пусть полфильма он проваливается в текстуры, бегая на четырёх лапах с пулемётом на спине, но зато как оригинально! – хоть идея и лежала на поверхности. Однако не надо быть Пинкертоном, чтобы с помощью Google узнать, что, оказывается, в далёком 1981 году у Marvel появился русский мутант Майор Урса — настоящее имя Михаил Урсус, — который умел – правильно – превращаться в медведя. И ещё один сюрприз – он входил в состав команды советских суперсолдат.

Главный антагонист киноленты – Август Куратов – смахивает на внебрачного сына Бэйна и Ивана Ванко — кинопротивника Железного человека. Куратов, как и первый, имеет трубку, ведущую к голове, и, как второй, прекрасно манипулирует электричеством. Зато фейлится так, как никто из этих двоих, а ещё перекачен ботексом и покрыт варикозными венами на всех видимых частях тела. Кстати, его лицо по своей нелепости и комичности напоминает лицо монстра из старых «Балбесов», которое в далёком 1985-м, возможно, и казалось страшным, но сейчас вызывает только ухмылку. Его планы вполне предсказуемы и понятны – захватить весь мир. Ради чего он похищает (осторожно, опасно для психики!) Останкинскую телебашню, чтобы установить связь с космосом.

Про других персонажей не хочется даже говорить – они или абсолютно бессмысленны, или сочатся неоправданным пафосом. Возможно, это вина каста, но актёры правда не стараются, как будто бы понимая, во что они вляпались и что это амбре будет тянуться за ними ближайшее время.

У нас принято критиковать западное кино: за голливудскую жвачку, за поверхностность, за малодушие, да много за что ещё. Однако современные реалии таковы, что, как только появляется возможность, мы пытаемся тут же копировать это самое западное кино. Вернее, не мы, а такие режиссёры как Сарик Андреасян, тратя при этом баснословные суммы (бюджет «Защитников» – 380 миллионов) и находя поддержку среди тех, кто критикует больше всех и кричит громче всех о том, что нужно развивать российский кинематограф. Вот такой забавный парадокс.

Кстати, буквально несколько дней назад в сети появился короткометражный фильм «Майор Гром», снятый по русскому комиксу. Да, он тоже заигрывает с Западом, подражает вселенной Marvel и боевикам Гая Ричи, но делает это умело – так, что не хочется плеваться и выдавить себе глаза. И самое главное, его абсолютно бесплатно можно посмотреть на YouTube, получив фана в несколько раз больше, чем от унылых «Защитников», которые, благодаря Грому, утратили статус первого русского супергеройского фильма. А значит, нас обманули даже тут.

вверх