Вход

Вспомнить все. О Кристофере Нолане и Memento

Вспомнить все. О Кристофере Нолане и Memento

О Кристофере Нолане можно говорить часами, ведь он — один из лучших режиссеров современности. Человек, который выступает против 3D. Человек, который снимает фильмы исключительно на пленочную камеру. Человек, который всегда одет в костюм. Человек, который выглядит так, будто у него есть план. И он у него действительно есть. Для многих Кристофер Нолан — феномен в современном кинематографе. И «Афиша a42.ru» расскажу почему.

Текст: Артем Багров
Фото: collider.com, ziv.ru, thefilmstage.com,
commeaucinema.com

Британский режиссер ведет свой бизнес так же, как итальянская мафия. Он все делает с семьей. Жена Нолана — Эмма Томас — продюсер всех его фильмов, а брат — Джонатан — сценарист. В таком составе они снимают фильмы с начала двухтысячных. Редкое явление для кинематографа. Есть знаменитая семья Кополла, в которую входит и Николас Кейдж — племянник Френсиса Форда Кополлы. Но в случае с данной семьей, все снимают и снимаются по отдельности. София Кополла ставит «Девственниц-самоубийц», Роман Кополла сотрудничает с Уэсом Андерсоном и пишет ему сценарии. А сам Френсис уже лет пять ничего не выпускал. Что же касается семейства Ноланов, то они работают, словно механизм, который приводит в жизнь огромную машину под названием «кино».

Большинство проблем в современном кинематографе заключается в том, что продюсеры ставят свои условия, даже не вникая в суть создания фильма. «Давайте снимем так же мрачно и реалистично как у Нолана в Бэтмене!». Но при этом будем ограничивать режиссера и гнуть свою линию. В итоге получаем «Фантастическую четверку». У Кристофера Нолана же не болит голова из-за продюсеров, которые хотят наживы. Его жена контролирует все денежные процессы и действует исключительно в интересах своего мужа. Брат-сценарист вносит правки в сюжет вместе с самим Кристофером и часто присутствует на съемочной площадке. Они не подпускают к себе лишних людей, не дают манипулировать собой, берутся только за те проекты, которые интересны им самим. И именно поэтому фильмы Нолана всегда целостны и наполнены деталями. И ему не нужны режиссерские версии фильмов, потому что все идеи он может воплотить сразу, без опасений, что продюсеры пресекут его видение.

Частью семьи в мафии часто становятся люди, которые не связаны между собой кровными узами. У Ноланов так же: постоянный оператор Уолли Пфистер, с которым он сотрудничает уже 16 лет, постоянный композитор Ханс Циммер, который с ним уже больше 10 лет. И заслуженный британский актер сэр Майкл Кейн, которого Нолан снимает во всех своих фильмах, начиная с 2005 года. Такой сплоченный и хорошо работающий коллектив — пример для всего кинематографа. Вот как надо делать фильмы, если хочешь кассового успеха и признания публики.

Но самое главное в фильмах Кристофера Нолана не жена-продюсер, не брат-сценарист, а сам режиссер и человек Кристофер Нолан, чье видение абсолютно уникально и чьи картины пересматривают с большим удовольствием. И если взять в пример его первый полнометражный фильм Memento, показ которого проходил в киноклубе «CinemaShelter» в «Коте да Винчи», то уже в нем видна настолько сильная и продуманная режиссерская работа, зачастую, не свойственная начинающим киноделам. Именно после этого фильма Нолану стали доверять крупные проекты с серьезным капиталовложением. Ведь при бюджете в девять миллионов долларов, фильм собрал в четыре раза больше — почти 40 миллионов. Бюджет был настолько мал, что режиссеру пришлось даже отказаться от звучания в финальных титрах песни «Paranoid Android» группы Radiohead, ибо лицензия на использование композиции была слишком дорогая.

Сам же фильм абсолютно неповторим. Как по структуре, так и в плане подхода к сюжету. История заключается в том, что следователь страховой компании Леонард разыскивает убийцу своей жены. Но он пережил тяжелую травму головы и не может удержать в памяти ничего дольше 15 минут. Ему постоянно приходится оставлять самому себе записки, фотографии и даже делать татуировки для напоминания о людях, местах и событиях, которые не сохраняет его память. В расследовании ему помогают человек по прозвищу Тедди и девушка Натали, но он не доверяет никому из них.

И несмотря на то, что Нолан фактически изобрел новый жанр «амнезийный триллер», фильм не пытается заключить себя в какие-то рамки и каноны. В отличие от того же мастера триллеров Дэвида Финчера, который снимает «Семь» с напускной серьезностью, Нолан в сцене погони, которая угрожает жизни главного героя, вполне может пошутить: «Так... что я делаю? Гонюсь за этим парнем! (звуки выстрела) А! Нет, это он гонится за мной». И вот из-за таких моментов, зритель начинает сопереживать герою, понимать, что персонаж — живой, что он реагирует на те или иные события так же, как сделал бы это каждый. Но самое главное, что делает «Memento» живым — это повествование, которое словно части паззла, разбросано по всей квартире. Зритель напряженно собирает каждый кусочек и в итоге выстраивает для себя целую картину. Ведь фильм поделен на отрезки, которые следуют друг за другом в обратном порядке. И только запомнив все детали и сюжетные мелочи, в итоге понимаешь, что произошло с главным героем. Идеальное повествование для того, чтобы зритель почувствовал и испытал то же, что испытывает герой.

Есть много фильмов и много режиссеров, которые заставляют думать и размышлять. Но мало среди них тех, которые после просмотра вызывают у зрителя настоящие, живые эмоции. Кристофер Нолан снимает именно такие фильмы: живые и общечеловеческие.

Кинопоказ Mr. Holmes от CinemaShelter

вверх