«В сердце моря»: ловись рыбка большая

«В сердце моря»: ловись рыбка большая

«В сердце моря» — американский приключенческий триллер, который основан на хрестоматийной истории о крушении китобойного судна под названием «Эссекс» огромным кашалотом. Сильная драма о том, на что способен человек, когда на кону стоит его жизнь, не раз становилась предметом внимания писателей и художников. На очереди новая попытка переосмысления старинного сюжета от знаменитого режиссера Рона Ховарда («Игры разума», «Код да Винчи»). Попытаемся разобраться, почему большая рыбка так долго не дает покоя людям искусства.


Текст: Анастасия Проскурякова
Фото: warnerbros.com

По сюжету после катастрофы члены экипажа 90 дней провели в открытом океане. Тяжелейшие стрессовые условия и борьба за выживание обнажили лучшие и худшие стороны их личностей. Истоки этой притчи в истории мореплавания. В 1820 году в южной части Тихого океана от пробоин, которые создал гигантский кит, затонул корабль. Выжившие члены команды оказались одни посреди океана.
Эти события послужили вдохновением для Германа Мелвилла, который в 1851 году написал роман «Моби Дик». Роман не был понят современниками Мелвилла из-за многоступенчатой сложной структуры и библейских мотивов. Последующие литературные вариации были значительно менее символичным. Вот и книга Натаниэля Филбрика «В сердце моря: Трагедия китобойного судна «Эссекс», по которой сняли одноименный фильм — это история не столько о крушении корабля, сколько об отношениях между людьми.

Ключевые персонажи картины — капитан корабля Джордж Поллард (Бенджамин Уокер) и старший помощник Оуэн Чейз (Крис Хемсворт) — с самого начала фильма никак не могут решить, кто же из них главный на корабле. Поэтому судно чуть не разбивается в шторм, а команда не знает, к кому примкнуть. Как говорится, «когда в товарищах согласья нет». Эмоциональная напряженность, лишения и голод еще больше обостряют взаимную неприязнь. Однако на экране это выглядит иногда очень неправдоподобно, в первую очередь благодаря Крису Хемсворту. Оуен Чейз в его исполнении получается каким-то уж очень честным и бравым моряком. Хотя Крис Хемсворт во всех фильмах честный и бравый «моряк»: и в «В сердце моря», и в «Белоснежке и охотнике», и в «Торе». Оправдывать его однотипные роли тем, что его лицо застыло в героическом выражении, нечестно: бывают на свете чуть менее талантливые, чем хотелось бы, актеры. К исполнителям второстепенных ролей претензий нет, а все потому, что их персонажи похожи не на скандинавских богов, а на обычных реальных людей со страхами и сомнениями.

Фильм «В сердце моря» делится на две части: приключенческую и драматичную. Причем в обеих ясно просвечивает почерк режиссера Тома Ховарда. В своих фильмах он всегда мастерски объединяет динамику и психологизм. Вот и «В сердце моря» сочетает в себе и экшн и драму. Именно поэтому картина имеет все основания понравиться массовому зрителю: в ней есть зрелищные эпизоды, сцены с волнующимся океаном и буйством человеческих характеров. Благодаря этой двойственности фильм запомнится как любителям боевиков, так и тем, кто предпочитает психологические драмы и триллеры. Правдивая, и от того еще более страшная, история о том, как слабы люди в столкновении не только с силами природы, но и с самими собой, производит сильное впечатление и заставляет задуматься о том, где проходит тонкая грань между инстинктом выживания и элементарным убийством, через которую так легко переходит только один в этом мире зверь — человек.

вверх