«Сплит»: театр одного актёра

«Сплит»: театр одного актёра

Психологический триллер для поклонников Джеймса МакЭвоя: потому что кроме него здесь не за что зацепиться.

Текст: Максим Полюдов

Какое-то время назад у каждого второго огромный интерес вызывала книга Дэниэла Киза «Множественные умы Билли Миллигана» о реальном человеке, в котором уместилось 24 личности. Про неё много говорили, собирались экранизировать, пригласили на главную роль Леонардо Ди Каприо, но потом ажиотаж вокруг неё как-то потух, и вот уже год об этом никто не вспоминает. Однако М. Найт Шьямалан решил, что это отличный референс для его новой кинокартины, ведь подобный герой – уже половина успеха фильма.

Конечно, для этого нужен не абы кто: если с «Визитом» всё было гораздо проще, то тут необходима звезда первого эшелона, которая сейчас у всех наслуху. Переговоры с Хоакином Фениксом провалились, и в итоге его место занял Джеймс МакЭвой. Пожалуй, выбор более удачный, чем сам Феникс.

И получилось так, что МакЭвой – единственное, к чему нет претензий в фильме. Он филигранно отыгрывает свои роли: педантичного Денниса, девятилетнего Хэдвига, строгую Патрисию и манерного Барри. К концу фильма свет видят ещё две личности, имена которых пока не стоит разглашать. Оставшиеся 18 – всего лишь бэкграунд интересной биографии, но при всём желании их не удалось бы уместить в два часа экранного времени.

Зато с остальными деталями камерного триллера возникают проблемы. Есть три героини, они же – сёстры по несчастью, которых похищает одна из личностей Кевина. Их держат в подвале для какого-то загадочного Зверя – то ли ещё одной личности похитителя, то ли воображаемой страшилки. Две из девушек – типичные персонажи хоррор-фильмов, которые по всем канонам жанра должны умереть первыми. Это красавица-блондинка, пользующаяся популярностью в школе, и её подруга – темнокожая брюнетка.

Третья, Кейси Кук (Аня Тейлор-Джонс, знакомая зрителю по жуткой «Ведьме»), аутсайдер и интроверт, пережившая за свою не столь долгую жизнь много страшных вещей. И пока другие пытаются разработать план, как одолеть маньяка с помощью курсов самообороны по карате, в Кейси неожиданно просыпается холодный ум, так необходимый в критической ситуации.

Лишь личность Кейси Шьямалан раскрывает в полной мере – с помощью опостылевших флэшбеков, которые переплетаются воедино с пугающей реальностью. Самое обидное, что от двух других героинь он беспардонно избавляется: просто расселяет их по разным комнатам и забывает об их существовании на добрую половину фильма. И получается, что правит бал лишь один МакЭвой, а изредка ему помогает Аня Тейлор-Джонс. Конечно, есть ещё второстепенные персонажи – такие, как психиатр Кевина доктор Флетчер, – но их роль кажется совсем незначительной, костылём, на который опирается рассказ о 24 личностях.

Саспенса как такового тоже почему-то нет. Конечно, есть нагнетание, мрачная атмосфера и всякое такое, но на протяжении фильма возникает стойкое ощущение, что режиссёр «не дожал». Не дожал чуть-чуть тут, не дожал чуть-чуть там, а к финалу «Сплита» он будто бы совсем обессилел, бессовестно слив его и превратив в откровенную фантастику.

В итоге многообещающее кино с хорошим потенциалом превратилось в одноразовую страшилку. Однако – пусть и несильно – под налётом этой страшилки проступает психологическая драма о том, как хищник и жертва запросто меняются ролями в современном обществе. И остросоциальный подтекст, который прямо-таки кричит о том, что «не такие» люди способны на многое и зачастую гораздо сильнее и выносливее тех, кто «нормален».

«Сплит» – пример того, как интересный трейлер и якобы лихо закрученный сюжет в очередной раз себя не оправдали. Конечно, поклонники МакЭвоя должны идти в кино не раздумывая, а остальные пусть поумерят свой пыл и для начала почитают отзывы. В любом случае, несмотря на все минусы фильма, о двух часах, потраченных на него, жалеть не придётся – всё-таки в череде однотипных триллеров он стоит особняком. Хотя с горьким послевкусием незавершённого гештальта после финальных титров придётся ходить ещё пару дней.

вверх