«Шпионский мост»: горячая холодная война

«Шпионский мост»: горячая холодная война

«Шпионский мост» — американская политическая драма, в основе которой лежит реальная история адвоката Джеймса Донована, на долю которого выпала непростая задача: совершить обмен заключенными из СССР и США в самый разгар холодной войны. О критике двойных стандартов, роли маленького человека в большой политике и странных режиссерских решениях в фильме читайте далее.

Текст: Анастасия Проскурякова
Фото: takepart.com

В вопросах околовоенных драм режиссер фильма Стивен Спилберг («Список Шиндлера», «Боевой конь»), бесспорно, гений. Умеет он рассказать историю так, что она возьмет за душу любого. Феномен таланта Спилберга в поразительной гуманности. Вот и «Шпионский мост» — это история, в первую очередь, о выдающемся человеке, готовом поступиться собственной репутацией и даже жизнью, ради идеи, в которую он верит. А идея эта проста — любой человек, кем бы он ни был, имеет значение.

По сюжету в разгар холодной войны 1957 года в плен к американским спецслужбам попадает советский шпион. Для отвода глаз и утверждения демократического строя к шпиону прикрепляют адвоката Джеймса Донована, который, несмотря на общественный протест, проникается уважением к своему подзащитному. Как нельзя кстати в это время в СССР сбивают американский самолет и берут в плен его пилота. Ничего безопасней и удобней, чем послевоенный Берлин для места торжественного обмена заложниками, власти двух стран придумать не могли. Обеспокоенный судьбой обоих арестантов, Джеймс Донован, отправляется в город, который разделен стеной, чтобы осуществить нелегкую дипломатическую миссию.

Казалось бы, плодородная почва для создания слезовыжимательной драмы с кучей смертей и неожиданных спасений, которые воодушевят зрителя еще больше. Но в этот раз Спилберг отошел от стандартной схемы и пригласил в сценаристы братьев Коэн («Большой Лебовски», «Старикам тут не место»). В итоге получился какой-то невиданный коктейль из душевности и сарказма, полных смысла взглядов и забавных диалогов. «Шпионский мост» — это немыслимое сочетание двух в корне различных направлений творчества. Всепобеждающее человеколюбие Спилберга и гротескная сатира Коэнов вместе выглядят как продукт запретной страсти хомяка с игуаной. Вроде все хорошо, но как-то странно и непривычно. Однако назвать неудачным этот симбиоз сложно — фильм легок для восприятия, но при этом серьезен и эмоционально достоверен.

В последнем есть немалая заслуга всего актерского состава и, в частности, исполнителя главной роли Тома Хенкса («Форрест Гамп», «Зеленая миля»). Если кто-то и умеет быть органичным в роли человека с огромным сердцем и железобетонными принципами, то это Том Хенкс. С каждым фильмом открываются все новые и новые грани его таланта.

Проблематика картины «Шпионский мост» не из легких. В многочисленных интервью Спилберг говорит, что хотел рассказать историю хорошего человека и настоящего профессионала своего дела. Никому и в голову не придет обвинять выдающегося режиссера в конъюнктурности — он сам вырос в годы холодной войны и не понаслышке знает, какой была жизнь простых американских граждан в те непростые годы. Однако отрицать актуальность проблематики фильма было бы абсурдно. Впрочем, режиссер совершенно беспристрастен и не делает из персонажей героев или антагонистов ни с советской, ни с американской стороны.

«Шпионский мост» наверняка понравится не только тем, кто увлечен историей холодной войны, но и тем, кто в ней не сведущ. Все, что зритель может не знать, будет рассказано в фильме: без скуки и утомительности. И это при хронометраже чуть менее чем в три часа. Добротная картина о бессмысленности политических противостояний через призму судьбы одного человека не может быть непонятной и не может перестать быть интересной. В независимости от того, о какой стране и каком столетии идет речь, эта история останется злободневной и продолжит привлекать зрителя любого возраста и любых политических взглядов.

вверх