Вход

«Салют-7»: история, которой не было

«Салют-7»: история, которой не было

Вторая за год после «Времени первых» героически-космическая российская картина «Салют-7» — идеальный образец того, как сделать из важной страницы истории страны блокбастер, не уступающий западным и подходящий для просмотра в любом возрасте и настроении.

Текст: Настя Роску
Фото: ria.ru,
hellomagazine.com

Перед тем как пойти в кино на фильм, основанный на реальных событиях, очень важно узнать, какими они, события, были. Короткая историческая справка: в 1985 году в разгар Холодной войны и гонки вооружений советская орбитальная станция «Салют-7» перестала отвечать на сигналы. На станции никого не было, а значит понять, что именно с ней произошло можно было только извне. Чтобы починить «Салют-7» или утопить её ко всем Посейдонам в океане, надо было сначала до неё долететь и состыковаться, но вот беда: станция начала вращаться во все стороны и по всем осям. Отправившиеся к ней космонавт Владимир Джанибеков и бортинженер Виктор Савиных (фамилии в фильмы изменены) вручную состыковались, разморозили заледенелую станцию и спокойно вернулись домой. Стыковка с «Салютом-7» до сих пор считается самой сложной в истории космонавтики, сам Леонов говорил Джанибекову, что тот сделал невозможное.

При том, что подвиг советских космонавтов нельзя переоценить, для двухчасового фильма о космосе этого мало, тем более после того, как по экранам прошлась волна очень больших и очень зрелищных лент на ту же тему. Логично, что создателям «Салюта-7» пришлось придумывать что-то своё. «Салют-7» — это фильм не о том, что было, а о том, что могло бы быть. Практически полностью вымышленная история, которая не особо это скрывает, пускаясь во все тяжкие. Кроме ручной стыковки, в полёте космонавтов ждёт потоп, пожар, галлюцинации, мощные встряски эмоций, немного мистики и даже дело, которое возможно решить только старым добрым русским способом: ломом и какой-то матерью.

В случае с последним, непроизвольно вспомнился русский космонавт из фильм «Армагеддон», который решал все вопросы функционирования станции одним прицельным ударом гаечного ключа. Одна секунда халтуры в этой сцене, и ассоциация бы прилипла, но Владимир Вдовиченков слишком хороший актёр, чтобы дать такому произойти.

Искать правду в «Салюте-7» — гиблое дело, но просмотр его всё равно оставляет после себя весьма приятные ощущения. Грамотно выстроенный сюжет, в котором жизнь героев на Земле выполняет вводную функцию, а все главные события происходят уже на орбите, ненавязчивый юмор, очень хороший сценарий — всё как по маслу. Самое приятное в фильме — отсутствие вылощенности и ощущения, что создатели воспринимают зрителя как сосуд, который нужно до краёв набить какой-то глубокой мыслью или патриотическим настроем. «Салют-7» — лента скорее развлекательная, чем поучительная, она ничем не давит и ни на секунду не даёт от себя отвлечься.

Единственное, к чему в фильме можно предъявить претензии — музыка. Причём не сам саундтрек, а то, как грубо его раскидали по действию. Вероятно, перестраховываясь, создатели наложили крайне воодушевляющую музыку на самые драматичные точки картины. Приём старинный и действенный, в том случае, когда зрителя нужно вывести на эмоцию, но без внешних факторов не получается. В «Салюте-7» добротные реплики и очень хорошие актёры, которые вывезут на себе любую драму. Такое топорное музыкальное сопровождение выглядит как оскорбление по отношению к ним.

Надо признать, «Салют-7» — ад для моралистов. Если смотреть его с очень чёткой позицией о том, как правильно надо жить, можно накатать бесконечную портянку с его недостатками. Мало того, что история процентов на 80 придумана, так ещё и космонавты — ужас какой! — курят, пьют и дерутся на станции. Согласны, сцена курения в открытом космосе — это, конечно, бред. Никто в здравом уме, будь он хоть трижды уверен, что это последняя сигарета в его жизни, делать бы так не стал, но разве не такие детали делают героев кино правдоподобными? Реальными, сомневающимися, нарушающими правила, совершающими невозможные вещи из самого простого и естественного для человека желания вернуться домой. Словам таких героев веришь, за них переживаешь и даже не хочешь думать о том, что из этого было на самом деле, а что нет.

«Салют-7» рассказывает о работе, в которой невозможно практически всё, и делает это так, что зритель не сомневается — если бы тогда в 1985 году произошло то, что сейчас показали в кино, советские космонавты и с этим бы справились. Меньше идеологии, больше эмоций и действия — вот рецепт хорошего фильма, после которого зритель не чувствует удавку из нравственности в районе шеи, а выходит развлечённым, местами поражённым и очень довольным тем, как провёл два часа своей жизни. «Салют-7» снят именно по такой рецептуре, что в российском кинематографе явление редкое, но обнадёживающее, ведь, кажется, мы всё же дожили до того момента, когда массовые отечественные фильмы хочется смотреть и рекомендовать. С «Салютом-7», по крайней мере, всё именно так.

«Салют-7» в кино

вверх