Русское кино: ругать или не ругать

Русское кино: ругать или не ругать

Российский кинорынок выводит на экраны все больше и больше фильмов. Даже новогодних в этом году два. «Страна ОЗ» режиссера Василия Сигарева и «SOS, Дед Мороз или Всё сбудется» Армана Геворгяна появились в прокате с разницей в неделю. А вот какая разница между ними, читайте далее.

Текст: Анастасия Проскурякова
Фото: snob.ru, kinonews.ru

Привычка ругать отечественный кинематограф образовалась у нас благодаря лихим 90-ым. Киностудии закрывались, актеры и режиссеры брались за любую работу. Как результат мы получили целый пласт бездарных киноработ за редчайшими приятными исключениями. Но прошло уже без малого 25 лет и российский кинематограф начал все громче заявлять о своем праве на внимание придирчивого зрителя. А право он, бесспорно, имеет.

Премьера этой недели «SOS, Дед Мороз или Всё сбудется» — это пример уже привычного для нас семейного новогоднего кино. По традиции каждый год российский кинематограф выдает хотя бы одну добрую лирическую картину про дружбу, любовь и мелкие неприятности, которые они помогают преодолеть. Обычно в таких фильмах есть ребенок, который верит в чудо, слегка истеричная одинокая дама, красотка, простой парень, который мечтает ее завоевать и еще пара-тройка не главных, но очень харизматичных персонажей. Но этот фильм запомнится зрителю не тем, что в нем есть, а тем, чего в нем нет. В нем нет Урганта. И Светлакова, и Безрукова, и Хабенского в нем тоже нет. Хорошо это или плохо решать зрителю, но комедия получилась милой и ненавязчивой. Именно то, что нужно для похода в кино всей семьей.

Новинка прошлой недели — «Страна ОЗ» — картина, на которую не стоит брать с собой детей. Да и родителей, если они не продвинуты в современном несколько маргинальном искусстве. У фильма очень говорящее название, которое дает четкое сюжетное направление — занимательное путешествие героини по волшебной стране. В классической истории Элли в Стране Оз мозги были нужны только Страшиле. В этом фильме они нужны всем. Страна ОЗ глазами Василия Сигарева — это далеко не милая сказка. Это доведенная до абсурда история, где героиня Ленка пытается добраться до места работы — круглосуточного киоска — а по пути встречает на редкость неоднозначных персонажей, которые очень напоминают героев матерных анекдотов. Объективно, картина «Страна ОЗ» — это треш. Добротный треш, который всегда вызывает неоднозначную реакцию: кому-то он противен, а для кого-то очарователен. Но таким, как известно, и должно быть настоящее искусство — понятным не всем и не сразу.



Общего у фильмов «Страна ОЗ» и «SOS, Дед Мороз или Всё сбудется» практически нет: кроме того, что они российские и с явной новогодней тематикой. Именно это обстоятельство радует особенно сильно. Сам факт такого жанрового разброса доказывает, что в России умеют снимать фильмы для принципиально разной целевой аудитории. Если «SOS, Дед Мороз или Всё сбудется» — это без сомнения семейный фильм с добрым посылом и вечными ценностями, то «Страна ОЗ» — это грубая гротескная комедия с фееричным черным юмором и совершенно невменяемыми действующими лицами.

Столь близкое друг к другу появление двух полярно различных фильмов — показатель нового шага в российском кино. Даже самый искушенный зритель теперь может найти что-то на свой вкус. Безусловно, недовольство, которое накопилось за долгие годы общественного порицания отечественного кинематографа пройдет не скоро. Тем более, что далеко не все фильмы, которые выпускают наши студии, достойны похвалы. Но прогресс есть и есть надежда, что вскоре мы, наконец, увидим обещанное и долгожданное возрождение российского кино. Пора бы уже.

вверх