РУССКИЕ В КАННАХ

РУССКИЕ В КАННАХ

Международный Каннский кинофестиваль — один из старейших и самых престижных в мире. Участие в нем для любого кинематографиста означает признание его работы на самом высоком уровне. Такой чести за всю историю фестиваля удостаивалось огромное количество отечественных картин, но лишь немногие смогли получить заветные награды. В день торжественного открытия 69-го Каннского фестиваля вспоминаем русские картины и их создателей, которые побеждали в Каннах.

Текст: Анастасия Проскурякова
Фото: kino-teatr.ru, academia-rossica.org,
artpolitinfo.ru, oppeople.ru, ruskino.ru

«ЗОЛОТАЯ ПАЛЬМОВАЯ ВЕТВЬ»

Самая почетная награда Каннского фестиваля — это «Золотая пальмовая ветвь». За всю историю фестиваля этого приза удостоился только один отечественный фильм — «ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ» Михаила Калатозова. Несмотря на восторженные отзывы западных кинематографистов, в частности о невероятной операторской находке в сцене гибели главного героя, на Родине новость о победе фильма в Каннах встретили прохладно. В 1958 году было не принято радоваться наградам из рук капиталистов. Кто бы мог подумать, что, за без малого 60 лет, картина «Летят журавли» так и останется лучшей из всех отечественных фильмов, представленных в Каннах.

ГРАН-ПРИ

Вторую по значимости награду фестиваля вручали русским фильмам пять раз. Особенно приятно, что на самом первом фестивале в Каннах в 1946 году эту награду получила советская картина «ВЕЛИКИЙ ПЕРЕЛОМ» режиссера Фридриха Эрмлера. Фильм рассказывает о судьбах участников Сталинградской битвы в Великой Отечественной войне.

В 1972 году обладателем Гран-при Каннского фестиваля стал фильм Андрея Тарковского «СОЛЯРИС». Обласканный критиками и зрителями, «Солярис» получил не только Большой приз фестиваля, но и награду Международной ассоциации кинокритиков, более известную как ФИПРЕССИ. Вопреки расхожему мнению, «Солярис» — не единственный фильм Тарковского, удостоенный Гран-при в Каннах. В 1986 году режиссер привез во Францую фильм «Жертвоприношение», а увез четыре награды: Гран-при, ФИПРЕССИ, Приз экуменического жюри и Приз за художественный вклад. А также номинацию на «Золотую пальмовую ветвь». Однако внести эту картину в список российских побед в Каннах нельзя: фильм снимали в Швеции, и русским на площадке был только режиссер. Но и забывать о ней не стоит, ведь Тарковский — наш режиссер, а значит и достижениям его мы должны радоваться, как своим.

Картина Андрея Кончаловского «СИБИРИАДА» стала обладателем Гран-при Фестиваля в 1979 году. В кулуарах до сих пор свежа история о бойкоте Франсуазы Саган, которая была так впечатлена картиной, что собиралась даже снять с себя полномочия Президента жюри, если «Сибириада» не разделит «Золотую пальмовую ветвь» с фильмом Фрэнсиса Форд Копполы «Апокалипсис сегодня». Но делить награду между режиссерами из двух сверхдержав в 1979 году не решились. Поэтому Коппола получил главный приз фестиваля, а Кончаловский довольствовался Гран-при.

Фильм-притча Тенгиза Абуладзе «ПОКАЯНИЕ» был снят еще в 1983 году. Но только приближение перестройки дало возможность картине увидеть свет. Премьера фильма состоялась в 1986 году, а уже в 1987 фильм получил Гран-при Каннского фестиваля, а также специальный Приз Международной федерации кинопрессы и Приз экуменического жюри.

Крайним в списке обладателем Большого приза Каннского фестиваля стоит фильм Никиты Михалкова «УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ». Фильм-триумфатор 1994 года, «Утомленные солнцем» — одна из самых титулованных картин российского производства. Ведь кроме Гран-при Каннского фестиваля, на счету у фильма есть статуэтка «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм».

ПРИЗ ЖЮРИ

Третьей по значимости награды в основной конкурсной программе фестиваля удостоился только один российский фильм — «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ» Виталия Каневского. Фильм получил Приз жюри фестиваля в 1992 году, а значит стал первой картиной, которая получила награду Каннского фестиваля в новой российской истории.

ЛУЧШИЕ АКТЕРЫ

Не так много отечественных актеров были номинированы на награды Каннского фестиваля, а удостоились их всего трижды. Первым стал триумф всего актерского состава фильма «Большая семья» в 1955 году. В награжденный ансамбль входили 16 человек, среди которых АЛЕКСЕЙ БАТАЛОВ, СЕРГЕЙ ЛУКЬЯНОВ, ЕКАТЕРИНА САВИНОВА, КЛАРА ЛУЧКО. Сам фильм был также номинирован на «Золотую пальмовую ветвь», но уступил награду американской ленте «Марти».

В 1981 году награду ФИПРЕССИИ в номинации «За лучшую женского роль второго плана» получила ЕЛЕНА СОЛОВЕЙ за роль в фильме-расследовании «Факт», который воссоздает несколько эпизодов из истории немецкой оккупации Литвы.

В 2007 году обладателем звания «Лучшего актера» по мнению жюри Каннского фестиваля стал КОНСТАНТИН ЛАВРОНЕНКО за роль в картине «Изгнание» Андрея Звягинцева.

ЛУЧШИЕ РЕЖИССЕРЫ

Звания лучшего режиссера по мнению авторитетного жюри Каннского фестиваля в разное время стали пять отечественных кинематографистов. Первым в 1955 году был СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВ, который получил награду за работу над фильмом «Герои Шипки», посвященном русско-турецкой войне и освобождению болгар от османского ига.

На следующий год награда за лучшую режиссуру вновь достается гражданину СССР — режиссеру СЕРГЕЮ ЮТКЕВИЧУ за фильм «Отелло». А уже через 10 лет Юткевич снова выйдет на сцену за призом Каннского фестиваля как лучший режиссер. На этот раз за фильм «Ленин в Польше».

В 1961 году лучшим режиссером стала ЮЛИЯ СОЛНЦЕВА, которая сняла первый советский игровой широкоформатный фильм «Повесть пламенных лет».

Четвертым отечественным режиссером, удостоенным Приза за лучшую режиссуру стал АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ за фильм «Ностальгия». Картина Тарковского имела огромный успех на фестивале 1983 года и также стала Лауреатом премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри фестиваля.

Последним российским режиссером — обладателем награды Каннского фестиваля — стал ПАВЕЛ ЛУНГИН. В 1990 году его картина «Такси-блюз» произвела фурор на мировой киноарене и не только обеспечила режиссеру звание лучшего в Каннах, но и получила номинации на «Золотой глобус» и «Сезар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

ЛУЧШИЕ СЦЕНАРИСТЫ

Лучшими в Каннах отечественные сценаристы становились дважды. И оба раза в современной российской истории. Первым стал прозаик ЮРИЙ АРАБОВ за сценарий к фильму «Молох» в 1999 году.

Вторыми и последними на данный момент в списке лучших сценаристов стоят ОЛЕГ НЕГИН и АНДРЕЙ ЗВЯГИНЦЕВ за фильм «Левиафан». В 2014 году картина вызвала невероятный ажиотаж, ведь она не только вошла в основной конкурс Каннского кинофестиваля, но и получила «Золотой глобус», а также была номинирована на премии «Оскар» и BAFTA.

«ЗОЛОТАЯ КАМЕРА»

Премия за лучший дебютный полнометражный фильм добиралась до нашей страны дважды. Первый раз в 1987 году обладателем награды стала грузинская актриса и режиссер Нана Джорджадзе за комедийный фильм «РОБИНЗОНАДА, ИЛИ МОЙ АНГЛИЙСКИЙ ДЕДУШКА».

Через три года в той же номинации отличился Виталий Каневский за фильм «ЗАМРИ, УМРИ, ВОСКРЕСНИ». А в 1992 он же получил награду Приз жюри за продолжение этой картины, которое называлось «Самостоятельная жизнь» и уже упоминалось выше.

«ЗОЛОТАЯ ПАЛЬМОВАЯ ВЕТВЬ ЗА КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ»

Четыре отечественные картины-короткометражки стали обладателями «Золотой пальмой ветви». Первым — мультипликационный фильм «ОСТРОВ» Федора Хитрука. Мультфильм стал лучшей короткометражкой 1974 года.

В 1984 году приза удостоился анимационный фильм «ЧУМА» режиссера Дмитрия Тайкашвили.

Через четыре года «Золотую пальмовую ветвь» получил объемный мультфильм «ВЫКРУТАСЫ», полностью созданный из проволоки Гарри Бардиным.

В 1995 году лучшим короткометражным фильмом назвали мультфильм «ГАГАРИН» Алексея Харитиди. История о гусенице, которая мечтает летать, но моментально теряет интерес к полетам, как только становится бабочкой, произвела впечатление не только на Каннское жюри. Картина была удостоена нескольких национальных и международных премий.

«ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД»

Программа «Особый взгляд» — вторая по значимости на фестивале после основной конкурсной программы. Несмотря на то, что фильмы, которые демонстрируются в рамках «Особого взгляда» считаются внеконкурсными, у них также есть возможность побороться за награды фестиваля. Например, за Главный приз «Особого взгляда», который на данный момент удалось получить лишь одной российской ленте — «ТЮЛЬПАН» Сергея Дворцевого в 2008 году.

Еще одну награду «Особого взгляда» — специальный Приз жюри — в 2011 году получил фильм «ЕЛЕНА» Андрея Звягинцева.

Именно в программе «Особый взгляд» в этом году представлена картина режиссера Кирилла Серебренникова «Ученик» по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. А это значит, что российский зритель может надеяться на пополнение списка достижений русских кинематографистов на Каннском кинофестивале.

вверх