Рецензия. «В ПОИСКАХ ДОРИ»: РЫБА МЕЧТЫ

Рецензия. «В ПОИСКАХ ДОРИ»: РЫБА МЕЧТЫ

13 лет прошло с момента, когда Марлин пересекал океан в поисках Немо, а весь мир рыдал, умилялся и совершенно заслуженно называл «В поисках Немо» шедевром. Но история не закончилась, ведь море слишком велико, чтобы в нем потерялась только одна рыба. На этой неделе на экраны вышло продолжение любимого мультфильма с новыми героями и новыми приключениями от старой и очень доброй студии Pixar. «Афиша a42.ru» посмотрела «В поисках Дори» и подозревает, что увидела лучший мультфильм года. Почему, расскажем далее.

Текст: Анастасия Проскурякова
Фото: filmz.ru

В продолжении истории о рыбках-потеряшках свою семью ищет Дори. Она старше Немо и вполне могла бы разобраться с проблемой сама, но вот беда — Дори страдает потерей памяти. Изредка ей вспоминаются моменты из прошлого, с помощью которых она отчаянно пытается вернуться в свой дом, а по пути заводит полезные знакомства, попадает в забавные и даже опасные ситуации, шутит и пробивает на слезу так, что противостоять ее обаянию просто невозможно. Проще говоря, все как обычно, когда за дело берется студия Pixar.

Все мультфильмы студии Pixar — это больше, чем анимация и сказка для детей. Руками мастеров студии создана «Корпорация монстров», «ВАЛЛ-И», «Вверх» и настоящее открытие прошлого года «Головоломка». Мировая популярность и всеобщая любовь к этим мультфильмам неудивительна. В свою работу Pixar помещает столько тепла и душевности, и при этом столько совсем недетской проблематики, что каждый новый мультфильм студии становится настоящим культурным событием. «В поиках Дори» — не исключение. Тем более, что сценаристом и режиссером картины стал Эндрю Стэнтон — автор «В поисках Немо» и «ВАЛЛ-И». Особенно ценно, что по словам режиссера, он намеренно не делал сиквела раньше, а ждал момента, когда сможет представить на суд зрителей историю, не меньшую по значимости и производимому эффекту, чем первый мультфильм. Отношение к работе как к делу всей жизни, а не как к способу выудить у аудитории как можно больше денег, заметно всегда. Pixar не грешит ни поспешностью, ни ориентированностью на коммерцию, ни подавлением зрителя моралью, как недавний Зверополис. Хотя нравственный посыл «В поисках Дори» очевиден, но при этом совсем не прост.

Моральная составляющая истории о Дори двойственна. С одной стороны, невооруженным глазом читается мысль о тяготах жизни людей с ограниченными возможностями. Все герои мультфильма так или иначе, но страдают от каких-нибудь заболеваний. Кто-то близорук, кто-то болезненно неуверен в себе, у кого-то жуткий посттравматический стресс. Безусловно, такие герои не могут не вызывать сочувствие, и бравирование подобными моментами равносильно удару под дых даже для самого скептически настроенного зрителя. Вот только персонажи «В поисках Дори» не нуждаются в жалости и постоянно дают об этом знать, обращая собственные несовершенства в преимущества. По отдельности все они слабы, но в правильной компании и в нужных ситуациях не только расцветают, но и с легкостью преодолевают все преграды. В качестве ложки дегтя стоит добавить, что создатели откровенно потешаются над недостатками героев и для того, кто станет ассоциировать себя с одним из них, некоторые моменты мультфильма могут показаться обидными. Но именно таким людям стоит осмыслить «В поисках Дори» как можно глубже. Мир всегда будет жесток к тем, кто отличается от большинства. Мультфильм дает очень четкую инструкцию о том, как с этим справиться.

Глубже заложен второй урок «В поисках Дори», который за идеей о безграничных возможностях рыб с ограниченными возможностями сразу и не приметишь. Мультфильм «В поисках Немо» был посвящен проблеме отцов и детей и неоспоримой важности присутствия их в жизни друг друга, причем не только физического. Речь шла о том, как важно, чтобы родители и дети прислушивались друг к другу и не теряли связи. Дори уже слишком взрослая по рыбьим меркам и вполне могла бы жить сама. Суть мультфильма в том, что каждому из нас, какими бы взрослыми мы ни были, важно знать, где наше место. Где наш прочный тыл и очаг, рядом с которым нас всегда ждут, как бы далеко мы ни уплыли. Два мощных нравственных посыла сразу на фоне потрясающе красочной мультипликации и забавных шуток. Мультики Pixar всегда легкие, но никогда не легковесные.

Отношение к сиквелам у аудитории редко бывает одобрительным. Особенно, если первая картина была по-настоящему прекрасной во всех отношениях. «В поисках Дори» еще на стадии промоушена попала в сложный капкан из завышенных ожиданий и легкой степени недоверия. Действительно, что может переплюнуть одну из лучших картин за всю историю мультипликации «В поисках Немо». В мультфильме было все, что требуется, чтобы снискать огромный успех. Продуманные персонажи с совершенно реальными характерами, в которых каждый мог узнать себя, нетривиальный сюжет, тонкая мораль и великолепный визуальный ряд. «В поисках Немо» — своеобразный мультипликационный абсолют, который просто не может не понравиться. И конкурировать с ним бесполезно, чего создатели и не стали делать. Они взяли другую историю, которая связана с оригиналом, но при этом полностью самостоятельна, и просто сделали ее равной. Как в технических, так и в моральных аспектах, «В поисках Дори» ни на йоту не уступает своему предшественнику. Многие критики уже сейчас называют «В поисках Дори» лучшим мультфильмом года. Так ли это, каждый зритель решит для себя сам, но вот то, что картина обязательна к просмотру всем от мала до велика — неоспоримый факт.

вверх