Вход

Рецензия. «ТРАМБО»: ОСВОБОЖДЕННЫЙ

Рецензия. «ТРАМБО»: ОСВОБОЖДЕННЫЙ

«Трамбо» — фильм режиссера Джея Роуча, который прежде специализировался в основном на простеньких комедиях, таких как «Остин Пауэрс» и «Знакомство с Факерами». Картина с Брайаном Крэнстоном стала его первым серьезным драматическим опытом. Также в фильме сыграли Хелен Миррен, Джон Гудман, Эль Фаннинг и звезда стэндапа Луи Си Кей. «Афиша a42.ru» уже окунулась в в атмосферу Америки 40-ых и теперь расскажет, почему это кино актуально для современного зрителя.

Текст: Артем Багров
Фото: film.ru, kinopati.net,
kinonews.ru, kinoluvr.net

Фильм повествует о голливудском сценаристе Далтоне Трамбо в исполнении Брайана Крэнстона. Карьера Трамбо пошла под откос из-за приверженности коммунистическим взглядам. После Второй мировой войны многие американцы стали симпатизировать коммунистам, и знаменитый сценаристи оказался в их числе. Но радостное единение двух идеологически противоположных государств в связи с победой над фашизмом продолжалось недолго: уже в конце 40-ых между СССР и США началась Холодная война, и коммунистическая деятельность в Америке стала считаться антигосударственной. Правительство с показным усилием преследовало всех крайне «левых» активистов и клеймило шпионом каждого, кто выступал за трудовое и социальное равенство.


Сюжет картины неукоснительно проходит по основным событиям жизни сценариста. Действие ленты начинается в начале 40-ых годов 20 века, когда Далтон – один из самых известных и высокооплачиваемых сценаристов в Голливуде. Его заслуги отмечают не только киноделы, но и литературные критики. За свой антивоенный роман «Джонни взял ружье» в 1939 году Трамбо удостоился Национальной литературной премии. В 1943 он официально вступает в коммунистическую партию. В начале фильма зритель может наблюдать множество интересных сцен, в которых знаменитый сценарист и его коллеги собираются на идейных съездах, рассуждают о корректном толковании Конституции и спорят о подлинности демократии. В Голливудской среде Трамбо активно вступает в противостояние с ключевыми фигурами того времени, такими как Джон Уэйн, который демонстративно призывает к патриотизму, снимается в военных фильмах и с презрением относится к коммунистам. Когда Далтон говорит, что был на фронте военным журналистом и интересуется в каких же войсках служил сам Джон Уэйн, тот только краснеет, злится и впадает в ярость. Блистать с винтовкой в руках он может только на большом экране.

В 1946 году началось обострение антикоммунистических настроений. Трамбо и еще девять сценаристов и режиссеров предстали перед Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности. Все они отказались отвечать на вопрос «Состоите ли вы или состояли когда-либо в коммунистической партии?». На встречный вопрос Далтона о том, нарушает ли он какой-либо закон демократического государства своим возможным членством в партии, Комиссия не находит ответа. В конечном счете, все они обвинены в неуважении к Конгрессу и получают по году тюремного заключения.

Далее зрителю показывают пребывание Трамбо в тюрьме. Параллельно с этим, его семья пытается свести концы с концами, продает большой дом и переезжает в спальный район на окраине города. После освобождения знаменитый сценарист понимает, что ни одна успешная компания не хочет иметь с ним дел. Он вынужден писать сценарии под чужим именем для небольшой студии. Именно в это время Далтон сочиняет культовые фильмы «Римские каникулы» и «Храбрец», которые побеждают в номинации лучший сценарий на премии «Оскар». Но вместо него статуэтки получают другие люди. Чтобы хоть как-то продержаться на плаву и оплачивать счета, Трамбо пишет сценарий за сценарием, сутками горбится за пишущей машинкой, от чего отношения в семье начинают рушиться. Но, несмотря на все трудности, его близкие находят в себе силы держаться вместе. В затруднительном финансовом положении главный герой умудряется помогать своему товарищу-социалисту, который болен раком, и оплачивает его больничные счета.

Фильм ставит большой акцент на взаимопомощи и поддержке. И речь идет даже не о социалистических взглядах касательно единства, равенства и справедливости, а об общечеловеческих принципах. Наиболее полно суть картины отражает замечательный диалог Трамбо с дочерью, в котором девочка спрашивает правда ли, что ее отец коммунист. На что знаменитый сценарист отвечает:

«Если бы во время обеда в школе ты увидела кого-то, кому нечего есть, ты бы поделилась с ним своей едой?». «Конечно», — отвечает дочка.
«О, наверное, ты бы отдала свой бутерброд в кредит под расписку и дальнейшим увеличением процента?». «Что ты, папа!» — смеется девочка.
«Я бы просто поделилась и все».
«Значит ты тоже коммунистка», — с улыбкой на лице заключает Трамбо.

На протяжении всего фильма, жизнь ставит сценариста в такие условия, которые сломали бы очень многих. Но Далтон продолжает отстаивать свои идеалы, пусть со временем и не так открыто, помогает людям и всегда честно высказывает свою точку зрения.

Кроме крепкого сюжета и добротной актерской игры, картина может порадовать зрителя обилием киноисторических деталей. Будет и упоминание Стэнли Кубрика из уст Кирка Дугласа, который попросил Трамбо переписать сценарий «Спартака». Покажут Рональда Рейгана, который в то время возглавлял Гильдию киноактеров США. Отдельно стоит выделить игру Брайана Крэнстона, который заслужено составил конкуренцию ДиКаприо на прошедшем «Оскаре».

Фильм рекомендован к просмотру абсолютно всем, так как в нем отражен один из основных конфликтов человечества. В картине любовь и сострадание утверждены как основная ценность и противопоставлены всем негативным аспектам жизни. Это противостояние обнаруживается на всех уровнях взаимоотношений, начиная с истории одной семьи и заканчивая государственным устройством с его политическим лицемерием и несправедливостью. Простые, но в тоже время вечные ценности и идеалы, найдут отражение в душе каждого.

вверх