Вход

Рецензия. «Пассажиры»: доброй ночи и удачи

Рецензия. «Пассажиры»: доброй ночи и удачи

Об одиночестве в космосе, безвыходной романтике и сомнительной попытке соединить в одном фильме всё, что только можно, в рецензии на премьеру этой недели — «Пассажиры».

Текст: Настя Роску
Фото: kinonews.ru,
afisha.mail.ru

Зрителям, которые равнодушны к фильмам о космосе, супергероях и бравых девочках, спасающих мир, последние несколько лет в кинотеатрах делать было просто нечего. Большинство крупных премьер так или иначе были связаны либо с межгалактическим пространством, либо с генномодифицированными или укушенными «суперчеловеками», либо с юными и отчаянными барышнями из подростковых романов. И вот апогей. Фильм о космосе с актёром из «Стражей Галактики» и актрисой из «Голодных игр».

События картины происходят где-то между Землёй и другой планетой, на которой землян ждёт комфортабельная колония «Родная обитель — 2». Огромный самолёт «Авалон» с пятью тысячами пассажиров на борту летит из пункта А в пункт Б 120 лет. Так как средний возраст людей в будущем, судя по всему, не изменился, народ заморожен в криокапсулах. Но через 30 лет пути один взял и разморозился. Корабль попал под метеоритный дождь, что-то где-то коротнуло, и механик по имени Джим проснулся. И приуныл от осознания того, что ему придётся провести в одиночестве всю оставшуюся жизнь. Через год очень кстати просыпается красавица Аврора. Теперь их двое на огромном корабле.

Любой зритель, смотревший «Марсианина», скажет про Джима: «Ну и слабак». Там парень один на Марсе выжил, выращивая картошку на экскрементах, а у тебя тут спортзал, бассейн с видом на звёзды и еды с расчётом на пять тысяч человек. Но потребительский рай с лёгкостью может превратиться в ад, когда ты в нём один. Рассуждений на тему одиночества в космосе кинематографу не занимать, но такими сложными и двоякими они ещё не были. У главного героя «Марсианина» была не только вера в себя и безграничные возможности ботаники, но и НАСА, которое приглядывает за планетами, на которых оставляет свои станции. Его должны были найти и должны были спасти. В «Гравитации» всё зависело от самой героини. Ей просто нужно было хорошенько подумать, как спастись. А когда подумать не получалось, можно было схватить глюк в виде Джорджа Клуни, который обо всём подумал за неё. У героя «Пассажиров» выхода нет совсем. И радости жизни, которыми оснащён корабль, ситуацию только усугубляют.

Фильм фактически разложен на три части. Первая — остро психологичная. Почти сто лет предстоящего одиночества угнетают не только героя, которому они предстоят, но и зрителя, который на это смотрит. Но вот беда — мы уже в курсе, что Аврора тоже проснётся. Она есть в трейлере, она есть на постере. Стало быть, душевные терзания героя не стоят выеденного яйца. Он пока не знает, что не обречён. Но мы-то знаем. Пробуждение девушки с пафосным и совсем не символичным именем, означающим «утренняя заря» и уже использовавшимся в мультфильме про Спящую — какая ирония — красавицу, переводит фильм во вторую часть — романтическую.

Переход этот неизбежен. И не потому, что герои нравятся друг другу, а потому, что как они могут не нравиться? Больше же никого нет, кроме бармена, который симпатичный мужик, но всё же дроид. Людям свойственно искать себе пару. А Аврора и Джим — единственные разнополые существа на корабле, которые находятся в сознании. Выходит, что романтика у них продиктована физиологией. Обычно именно это и называют любовью. Вся середина фильма посвящена отношениям между героями, которые строятся весьма неплохо, пока один из них не узнаёт правду. Сказав, что это за правда, мы жесточайше проспойлерим весь фильм. Отметим лишь, что камнем преткновения становится очень сложная нравственная дилемма, которая нерешаема, как, например, вопрос абортов или эвтаназии. И вот в самый решающий момент, когда амурные дела могли бы вновь уйти в сторону психологии и противостояния двух людей, отрезанных от мира, создатели фильма вспомнили, что на съёмки им выделили 120 миллионов долларов, а они их до сих пор не потратили. Тут и начинается третья часть — экшн.

Ничто не объединяет людей лучше, чем общий враг, которым в «Пассажирах» стала техника, отчаянно желающая накрыться к бабушке одного фольклорного персонажа. Джиму и Авроре уже некогда разбираться, кто прав и кто виноват. До смерти в одиночестве на пустом корабле, который разваливается на части, ещё надо дожить. Когда комфорт вокруг героев начинает рушиться, в ход идут качественные и весьма впечатляющие спецэффекты. Одна сцена в бассейне с отсутствием гравитации и Дженнифер Лоуренс в сетчатом купальнике стоит того, чтобы посмотреть фильм. Сделано шикарно, вопросов нет.

В итоге из задумки режиссёра Мортена Тильдума совместить сай-фай с романтикой и психологией выходит нечто не ярко выраженное. С одной стороны, всё красиво и качественно, с другой — не совсем понятно, о чём, собственно, фильм. И тут, вероятно, промашка сценаристов. Они начали писать одно, потом переключились на другое, а в конце вообще забросили всё, свалив задачу вытягивать фильм на специалистов по эффектам.

При этом стоит отдать авторам должное — реплики прописаны замечательно. В фильме много шуток и весьма достоверных диалогов. Возможно, в этом есть заслуга актёров, которым удаётся так органично выглядеть в кадре, что любым их словам веришь. Крис Пратт в очередной раз порадовал, приоткрыв зрителю новую грань своего таланта драматического актёра. Дженнифер Лоуренс ощутимо просела в романтической части, но с появлением смертельной угрозы по обыкновению стала невообразимо хороша.

Сложно сказать, насколько удачным в итоге вышел фильм. На протяжении просмотра зритель не раз сталкивается с лёгким недоумением. Вроде бы, и всё хорошо, но как-то не совсем. С чем-то создатели переборщили, в чём-то явно недотянули. Но вряд ли это их вина. Базисная проблема современной аудитории — желание всего и сразу. Нам нужна красивая картинка с интересными диалогами, незаурядными героями, популярными актёрами, экшеном, эротикой, загадками, психологией, политикой и спецэффектами. И попробуй только откажи хоть в одном из пунктов — загнобим так, что больше снимать не захочется вообще. «Пассажиры» — это отражение наших потребностей как зрителей. Все наши желания на блюдце с голубой каёмкой. И, судя по содержимому этой тарелки, нам пора начинать побаиваться своих желаний. Мы уже почти загнали кинематограф в угол, приравняв его к рекламным роликам. Кино — это искусство. И оно должно влиять на нас, а не мы на него.

вверх