Вход
Не помню пароль
Восстановление пароля
Регистрация
Проекты А42.RU
Рецензия. «Молчание»: чужой монастырь
Рецензия. «Молчание»: чужой монастырь
27 Января 2017

После объявления номинантов на премию «Оскар» — 2017 многие киноманы остались в недоумении. Киноакадемия не номинировала драму Мартина Скорсезе «Молчание» ни в одной категории. Журнал «Афиша» на A42.RU попытался понять, почему картину проигнорировали и имеет ли это какое-то значение.

Текст: Настя Роску
Фото: nv.ua

«Молчание» переносит зрителя в Японию середины XVII века, в период жестоких гонений последователей христианства со стороны власти. В это время на другом конце мира церковь получает тревожное сообщение: один из проповедников, посланных в Японию для распространения учения Христа, отрёкся от веры. Его преданные ученики — Себастьян и Франциск — принимают решение отправиться за ним в Страну восходящего солнца, чтобы убедиться, что новость эта — не более чем слух. Испытания, с которыми им приходится столкнуться на пути, заставляют героев не раз усомниться не только в предательстве своего учителя, но и в собственной вере.

Сюжет фильма основан на одноимённой книге Сюсаку Эндо, которую подарил Скорсезе епископ Пол Мур на премьере фильма «Последнее искушение Христа» ещё в 1988 году. С этого момента режиссёра не оставляла идея адаптировать книгу для фильма. Скорсезе не раз говорил, что вырос в очень религиозной семье и вопросы веры занимали его с раннего детства. Он раз за разом перечитывал книгу и даже начал работу над сценарием, но всё как-то не шло. В итоге проект застопорился на без малого 30 лет.

Фильм, обдумывание которого заняло у одного из самых заметных режиссёров нашего времени три десятка лет, заставляет зрителя ожидать чего-то невероятного. Но Скорсезе не разочаровывает и выдаёт максимально сложный и качественный материал, речь в котором идёт не только об испытании веры, но и о том, каким испытанием бывает сама вера.

Непоколебимый у всех религиозных людей образ монаха Скорсезе подаёт иначе, наделяя своих героев исключительно человеческими качествами. Япония здесь — не мир варваров, который готов разорвать на части иную культуру, «предатель» — не отступник, а заложник ужасных обстоятельств. Нет в «Молчании» плохого и хорошего, чёрного и белого. Это картина взрослого мыслящего человека. А мыслящим людям свойственно ставить под сомнение всё.

Фильм масштабный и откровенный не только эмоционально. Режиссёр демонстрирует сцены казней и пыток именно такими пугающими в своей изобретательности, какими они и были в Японии. Скорсезе бросает зрителя в жуткую реальность того времени и не желеет его, сглаживая неприятные подробности. За эмоциональный накал отвечает восхитительный сценарий, фразы которого долго не выходят из головы. «Господь слышит их мольбы, но слышит ли он их крики?, «Есть ли место слабому человеку хоть в одном мире?» — герои задают вопросы, ответы на которые никогда не смогут найти.

Возвращаясь к номинациям. Гипотетически «Молчание» мог быть номинирован за лучшую мужскую роль, лучший сценарий, лучшую режиссуру и лучший фильм. Главную роль в картине сыграл Эндрю Гарфилд, которого на «Оскар» в этом году уже номинировали за работу в фильме «По соображениям совести». В ней тоже религиозный посыл и Гарфилд тоже играет ярчайшего представителя истинной веры. Но «По соображениям совести» — голливудский блокбастер, а «Молчание» — философский трактат. Логично, что номинация досталась Гарфилду за первый фильм, хотя многим зрителям покажется, что у Скорсезе его работа была сильней.

Призы за лучший сценарий, режиссуру и фильм, если бы была такая возможность, получил бы сам Скорсезе. И вот в чём тут дело. В этом году Мартину Скорсезе исполнится 75 лет. Съёмки «Молчания» проходили на Тайване. Пожилой режиссёр, которого уже при жизни называют великим, вместе со всей съёмочной группой поднимается в горы под проливным дождём и по колено в грязи, чтобы рассказать историю, которая не даёт ему покоя уже 30 лет. Неужели кто-то серьёзно думает, что он делает это, чтобы получить позолоченную статуэтку? Этот фильм — часть его души, работа, в которую он вложил все свои мысли и сомнения. Такое не снимают, что называется, «под «Оскара». Что-то подсказывает, что Скорсезе давно и глубоко параллельно, кто и чем его наградил. И зрителю не стоит думать об этом и обижаться на Киноакадемию за несправедливость. «Молчание» выше всех возможных «Оскаров», и посмотрев его, каждый в этом убедится.

Яндекс.Метрика