Рецензия. «Моана»: горячее сердце

Рецензия. «Моана»: горячее сердце

В самом начале зимы в кинотеатры ворвалась по-летнему тёплая история о дочери вождя, которой любой океан по плечу. Новый мультфильм студии Disney стал лидером американского проката прошлой недели и на достигнутом останавливаться не планирует. О шансах «Моаны» завоевать сердце отечественного зрителя, расскажем далее.

Текст: Настя Роску
Фото: disney.ru

Помните, когда-то очень давно сказки были кристально ясными? Вот «Золушка», например. Посыл понятен: будь доброй и справедливой, больше отдавай, чем бери, и жизнь тебя обязательно вознаградит. Или «Красная шапочка»: слушай маму и не разговаривай с незнакомцами. Всё просто. Современные сказки — это эмоциональная барахолка. Туда тащат всё что не лень. Вопросы равенства, свободы воли, эмансипации и ещё сотни тем из обихода суда по правам человека. Мир становится сложнее, и его основы, которые мы обязаны передавать детям, перестали быть бытовыми. «Не ходите, дети, по лесу гулять» превратилось в «Осознай свою суть и стремись к гармонии с миром и с собой». Не слабо для рейтинга 6+.

Что касается сюжета, то тут всё, в принципе, стандартно. Жила-была где-то на далёком райском острове смелая и любознательная дочь вождя Моана. С раннего детства девочку тянуло к морю, приключениям и открытиям. Но папа был против. Папа был консерватор, уверенный, что жизнь может быть только на его «всём покрытом зеленью, абсолютно всём» острове. А тут ещё бабуля, которая даже сама себя называет деревенской сумасшедшей, подливает масло в огонь. Рассказывает Моане легенду о полубоге Мауи, которой выкрал сердце богини Земли, чем обрёк всё живое на неминуемую гибель. И тонко так намекает Моане, что она избранная спасительница островов. Так тонко, что аж прямым текстом говорит. Подросшая Моана пользуется мудростью, выведенной одним из героев фильма «Московские каникулы» о том, что «бабушка плохому не научит», ворует корабль и вместе с невменяемым петухом отправляется на поиски полубога, который однажды накосячил и теперь обязан всё исправить.

Сразу оговоримся, никакого грандиозного феминистского посыла, о котором ещё до выхода фильма стали говорить некоторые критики, в «Моане» нет. Точнее, не то чтобы совсем нет. Есть, но не больше, чем обычно. Это далеко не современная тенденция — выводить женский персонаж на главную роль в мультфильме. И далеко не все принцессы из прошлого смирно ждали своего спасителя в башне. Вышеупомянутая Золушка работала как лошадь, чтобы раз в жизни прилично одеться и пойти на вечеринку. Русалочка фактически продала органы — в её случае голос и хвост — чтобы узнать столь желанный мир людей и повстречать принца. Покахонтас выполняла суровейшую гуманитарную миссию в Британии, а Мулан вообще пошла на войну. Сильная женщина — не новость для полнометражных мультфильмов.

Главный плюс «Моаны» — это красочность. Синий, розовый, жёлтый и, конечно, зелёный — гамма красок в мультике великолепна. Когда на улице почти всё время темно и холодно, такой праздник цвета и жизни становится настоящим бальзамом на сердце. Поэтому все отчаянные попытки главной героини сбежать с острова в начале фильма выглядят как плевок в душу. Как вообще кому-то в голову может прийти желание убраться из такого райского уголка, обычному жителю холодной России понять сложно. Но сердцу, как говорится, не прикажешь, а оно истошно тянет Моану к дальним берегам. Чудные они, вождей дети.

К персонажам фильма претензий нет. Каждый из них вполне реален для сказки. У каждого свои причины и свои чувства. Моана смелая не от гордыни, а от понимания ответственности за свой дом. Отец её гиперосторожен не от глупости, а от страха, продиктованного личным опытом. Мауи выкрал сердце тоже не из злости, а из потребности в любви, которая есть в каждом. Даже злой демон, который усиленно мешает героям достичь цели, на деле не такой уж и злой. Только тупой петух никак не мотивирован. Он просто тупой петух. Нельзя в мультфильме без дурачка: надо же над кем-нибудь в голос посмеяться.

Вопросы, которые поднимает картина, животрепещущие. Здесь и борьба устаревших взглядов с прогрессом, и сложный нравственный выбор между долгом и мечтой. Всё в «Моане» сложено очень удачно и ровно, а главное, что дружба и взаимовыручка, как и положено, занимают в фильме ключевую позицию. Главный посыл о том, что человек может обрести счастье и подарить его другим, только когда научится слушать и понимать самого себя, достоин того, чтобы назвать «Моану» одним из самых проникновенных мультфильмов последних лет. Добрая и умная история, которую стоит увидеть вне зависимости от того, как далеко вы ушли от детства. Такие уроки ни в каком возрасте лишними не будут.

вверх