Текст: Дмитрий Шилов
Фото: empireonline.com
Если вы ничего не знаете о фильме «Кловерфилд 10» и хотите его посмотреть, то ограничиться следует только этим абзацем. Если не знать предысторию данной ленты, фильм будет смотреться иначе. Не лучше и не хуже. Иначе.
Без предыстории, «Кловерфилд 10» — средненький, но качественный психологический триллер с хорошо поставленным кадром, дотошным подходом к атмосфере, неброскими диалогами и нервом. Фильм украшает Джон Гудман, который, за исключением пары сцен, безусловно прекрасен. Это одна из лучших его ролей — он совсем не привычный «Король Ральф». Хотя и не такой яркий, как в «Большом Лебовски». Мэри Элизабет Уинстед вновь играет саму себя — все так же дважды улыбнувшись за фильм, трижды посмотрев с испугом, единожды удивившись и все оставшееся время проведя с безжизненным лицом — как и в «Нечто», и в «Скотт Пилигрим против всех», и в «Пункт назначения 3». Если ничего не знать о «Кловерфилд 10», то большая часть фильма вызовет и не восторг и не уныние — неплохо, удовлетворительно. Не обльше. Однако если ничего не знать о «Кловерфилд 10», последние 20 минут фильма заставят глаза округлиться. Концовка удивит, если не ошарашит.
Динамичный немой монтаж. Зрителя знакомят с Мишель, которая бросает старую жизнь и мчится навстречу новой. Лицо героини пылает, брошенный жених вновь донимает звонками. Руки трясутся, авто набирает скорость — авария с одной покалеченной жертвой без сознания.
Очнулась Мишель в маленькой комнатке. Она раздета, правая нога сломана и прикована цепью к трубе. Вокруг голые неокрашенные стены, металлическая дверь, а в вену воткнута капельница. Совсем скоро к ней приходит гость — массивный пожилой реднек, среднестатистический американский провинциал с консервативными взглядами и отсутствием новомодной толерантности, как таковой — Говард. Он утверждает, что настал «конец света». Они находятся в бункере, и Мишель должна быть благодарна ему за спасение. Вместе с ними в бункере обитает молодой парень Эммет, который тоже уверен, что воздух на поверхности опасен. Однако Мишель сомневается в их словах. Телефон не ловит сеть, и вести снаружи не доступны. Только собственным умом она должна добыть ответ: «А честен ли с ними Говард?».
Свой старый стиль BR конца нулевых в «Кловерфилд, 10» использовали вполне обоснованно. В 2008 на мировые экраны вышел фильм «Монстро», который в оригинале звался «Кловерфилд». Фильм-катастрофа в жанре псевдодокументальной «найденной пленки» считается одним из лучших в данном сегменте. История о нападении на Нью-Йорк цепляла атмосферой и долгими сценами без склеек. Главной ошибкой того фильма было решение показать «монстра». Графика гигантского исполина даже в 2008 смотрелась с натяжкой. Первая часть фильма, в которой никаких монстров вообще нет, играла со зрителем — напившиеся до катастрофы герои поочередно говорят, что видели нечто, но в кадр оно не попадает. Выглядит все так, словно никакого «Монстро» нет и в помине, словно перепитой молодежи, оказавшейся в центре природного катаклизма или террористической атаки, рисуется визуальное воплощение всеобщего страха. Однако сценарист пошел по более простой дороге: монстр есть, а алкоголь из крови героев моментально выветрился. Самой же лучшей сценарной идеей фильма было то, что само появление «монстро» никак и ничем не объяснялось.
Спустя восемь лет Абрамс вернулся к этой «вселенной». Зная, что нападение действительно случилось, начальная часть фильма «Кловерфилд 10» становится ненужной. Зритель знает, что конец света случился, в этом он полностью доверяет герою Гудмана. Более того, зритель, который идет на продолжение «Монстро», ждет развития событий нападения, а психологический камерный фильм, история в замкнутом помещении — это не то, что он хотел бы видеть.
Тот редкий случай, когда российские прокатчики, изменив название оригинала, дали зрителю возможность получить удовольствие при просмотре. Или возможность собрать зрителя в принципе. Режиссер фильма Дэн Трактенберг до «Кловерфилд 10» снял лишь пару короткометражек. Наиболее известна работа «Портал: Некуда бежать» по одноименной игре. Для дебюта в большом кино результат нормальный. К режиссуре, помимо волей-неволей возникающего «Что за..?»-эффекта в конце, либо «А где экшн?»-эффекта в первой части, претензий нет. Оператор Джефф Каттер уже успел наработать опыт в фильмах ужасов, и под его руками бункер смотрится весьма реалистично, а финальная часть захватывает. Сценаристы же, в большинстве своем, новички. Был среди них Демьен Шазелл, который работал над «ударной» драмой «Одержимость», но руки его от контрастирующей концовки не спасли. В диалогах скользят клише, сюжет синусоидален — вроде бы уходит от одного, но возвращается снова. Однако смотрится такое волнообразное течение с интересом. Героиня Уинстед или не дописана, или не доиграна — в одной сцене бьет обидчика бутылкой по виску, а в следующей заявляет, что всего на свете боится и привыкла бежать от проблем. Сценаристам не позволено ошибаться, если главное амплуа актера — пустота эмоций.
BR никогда не снимает провальных в прокате проектов. Джей Джей Абрамс — один из успешнейших киноделов нашей планеты. Фигура столь яркая, но до сих пор не приложившая руку к созданию настоящего шедевра. И спродюсированный им «Кловерфилд 10» тоже не шедевр. «Кловерфилд 10» — это странный фильм. Таким фильмом очень трудно восторгаться и его трудно возненавидеть — он средненький. Он серенький. Но он стоит ровно столько, сколько стоит билет.