Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока

Рецензия. «Кловерфилд, 10»: апокалипсис на троих

Рецензия. «Кловерфилд, 10»: апокалипсис на троих

Кинокомпания Bad Robot, Джей Джей Абрамс и вся его свита вновь взялись за старое — вернули на экраны конец 2000-х. Стилистика «Монстро» и «Супер 8» в начале 10-х перекочевала с полного метра в сериальную оболочку: поздние сезоны «Остаться в живых», «Грань», «Революция» — все вышли за авторством Bad Robot и Абрамса. Стиль жив, а раз он жив, значит и свой зритель имеется. BR знамениты прежде всего тем, что провальных фильмов еще не снимали. Даже сиквел триквела фильма «Миссия невыполнима», во что не верил никто, создал ажиотаж по поводу продолжения. Все, что как-либо связано с Абрамсом и BR, пусть не гениально и не всегда «хорошо», но качественно. Такие мысли рождает один только логотип BR, а дальше начинается «Кловерфилд, 10».

Текст: Дмитрий Шилов
Фото: empireonline.com

О ПРЕДЫСТОРИИ

Если вы ничего не знаете о фильме «Кловерфилд 10» и хотите его посмотреть, то ограничиться следует только этим абзацем. Если не знать предысторию данной ленты, фильм будет смотреться иначе. Не лучше и не хуже. Иначе.

Без предыстории, «Кловерфилд 10» — средненький, но качественный психологический триллер с хорошо поставленным кадром, дотошным подходом к атмосфере, неброскими диалогами и нервом. Фильм украшает Джон Гудман, который, за исключением пары сцен, безусловно прекрасен. Это одна из лучших его ролей — он совсем не привычный «Король Ральф». Хотя и не такой яркий, как в «Большом Лебовски». Мэри Элизабет Уинстед вновь играет саму себя — все так же дважды улыбнувшись за фильм, трижды посмотрев с испугом, единожды удивившись и все оставшееся время проведя с безжизненным лицом — как и в «Нечто», и в «Скотт Пилигрим против всех», и в «Пункт назначения 3». Если ничего не знать о «Кловерфилд 10», то большая часть фильма вызовет и не восторг и не уныние — неплохо, удовлетворительно. Не обльше. Однако если ничего не знать о «Кловерфилд 10», последние 20 минут фильма заставят глаза округлиться. Концовка удивит, если не ошарашит.

О СЮЖЕТЕ

Динамичный немой монтаж. Зрителя знакомят с Мишель, которая бросает старую жизнь и мчится навстречу новой. Лицо героини пылает, брошенный жених вновь донимает звонками. Руки трясутся, авто набирает скорость — авария с одной покалеченной жертвой без сознания.

Очнулась Мишель в маленькой комнатке. Она раздета, правая нога сломана и прикована цепью к трубе. Вокруг голые неокрашенные стены, металлическая дверь, а в вену воткнута капельница. Совсем скоро к ней приходит гость — массивный пожилой реднек, среднестатистический американский провинциал с консервативными взглядами и отсутствием новомодной толерантности, как таковой — Говард. Он утверждает, что настал «конец света». Они находятся в бункере, и Мишель должна быть благодарна ему за спасение. Вместе с ними в бункере обитает молодой парень Эммет, который тоже уверен, что воздух на поверхности опасен. Однако Мишель сомневается в их словах. Телефон не ловит сеть, и вести снаружи не доступны. Только собственным умом она должна добыть ответ: «А честен ли с ними Говард?».

О СТИЛЕ

Свой старый стиль BR конца нулевых в «Кловерфилд, 10» использовали вполне обоснованно. В 2008 на мировые экраны вышел фильм «Монстро», который в оригинале звался «Кловерфилд». Фильм-катастрофа в жанре псевдодокументальной «найденной пленки» считается одним из лучших в данном сегменте. История о нападении на Нью-Йорк цепляла атмосферой и долгими сценами без склеек. Главной ошибкой того фильма было решение показать «монстра». Графика гигантского исполина даже в 2008 смотрелась с натяжкой. Первая часть фильма, в которой никаких монстров вообще нет, играла со зрителем — напившиеся до катастрофы герои поочередно говорят, что видели нечто, но в кадр оно не попадает. Выглядит все так, словно никакого «Монстро» нет и в помине, словно перепитой молодежи, оказавшейся в центре природного катаклизма или террористической атаки, рисуется визуальное воплощение всеобщего страха. Однако сценарист пошел по более простой дороге: монстр есть, а алкоголь из крови героев моментально выветрился. Самой же лучшей сценарной идеей фильма было то, что само появление «монстро» никак и ничем не объяснялось.

Спустя восемь лет Абрамс вернулся к этой «вселенной». Зная, что нападение действительно случилось, начальная часть фильма «Кловерфилд 10» становится ненужной. Зритель знает, что конец света случился, в этом он полностью доверяет герою Гудмана. Более того, зритель, который идет на продолжение «Монстро», ждет развития событий нападения, а психологический камерный фильм, история в замкнутом помещении — это не то, что он хотел бы видеть.

О РЕЖИССУРЕ И АКТЕРАХ

Тот редкий случай, когда российские прокатчики, изменив название оригинала, дали зрителю возможность получить удовольствие при просмотре. Или возможность собрать зрителя в принципе. Режиссер фильма Дэн Трактенберг до «Кловерфилд 10» снял лишь пару короткометражек. Наиболее известна работа «Портал: Некуда бежать» по одноименной игре. Для дебюта в большом кино результат нормальный. К режиссуре, помимо волей-неволей возникающего «Что за..?»-эффекта в конце, либо «А где экшн?»-эффекта в первой части, претензий нет. Оператор Джефф Каттер уже успел наработать опыт в фильмах ужасов, и под его руками бункер смотрится весьма реалистично, а финальная часть захватывает. Сценаристы же, в большинстве своем, новички. Был среди них Демьен Шазелл, который работал над «ударной» драмой «Одержимость», но руки его от контрастирующей концовки не спасли. В диалогах скользят клише, сюжет синусоидален — вроде бы уходит от одного, но возвращается снова. Однако смотрится такое волнообразное течение с интересом. Героиня Уинстед или не дописана, или не доиграна — в одной сцене бьет обидчика бутылкой по виску, а в следующей заявляет, что всего на свете боится и привыкла бежать от проблем. Сценаристам не позволено ошибаться, если главное амплуа актера — пустота эмоций.

BR никогда не снимает провальных в прокате проектов. Джей Джей Абрамс — один из успешнейших киноделов нашей планеты. Фигура столь яркая, но до сих пор не приложившая руку к созданию настоящего шедевра. И спродюсированный им «Кловерфилд 10» тоже не шедевр. «Кловерфилд 10» — это странный фильм. Таким фильмом очень трудно восторгаться и его трудно возненавидеть — он средненький. Он серенький. Но он стоит ровно столько, сколько стоит билет.

вверх