Рецензия. «ГОЛОГРАММА ДЛЯ КОРОЛЯ»: ВОСТОК-ЗАПАД

Рецензия. «ГОЛОГРАММА ДЛЯ КОРОЛЯ»: ВОСТОК-ЗАПАД

Разница культур, мягкая сатира и серьезный посыл. О том, чем запомнится зрителю новая картина Тома Тыквера «Голограмма для короля», расскажем далее.

Текст: Анастасия Проскурякова
Фото: flickeringmyth.com, indiewire.com

Главный герой фильма — специалист по продажам, который одновременно находится в финансовом кризисе и переходном возрасте: от среднего к предпенсионному. Логично, что в глубокой зрелости успешный продажник уже давно бы перестал бегать по заказчикам и сидел бы в теплом офисе, руководя своей фирмой. Но герой картины Алан Клей не просто продажник, а продажник-неудачник, у которого все по жизни идет не так. Он сходит с ума от непролазных долгов всем, кому только можно, и ответственности, которую он не может нести за свою жену и дочь.

В двух словах эту ситуацию идеально описал Водяной из мультика «Летучий корабль». Жизнь у Алана Клея — жестянка. Но вместо того, чтобы как все нормальные люди напиться и забыться, Алан не теряет надежды на светлое будущее. И добивает и без того комичный сюжет решением полететь в богатейшую страну мира Саудовскую Аравию, чтобы там продать местному королю новое IT-обеспечение. Мысль о том, что восточному монарху такая технология нужна приблизительно так же, как той многострадальной козе тот пресловутый баян, в голову герою не приходит. Поэтому Алана, а заодно и зрителя, ждет мучительное ожидание аудиенции с королем, приправленное сатирой, странными персонажами и душевными терзаниями главного героя.

Весь сатирический аспект «Голограммы для короля» строится на разнице культур. Вещи, которые кажутся уроженцу запада невероятными, абсурдными и странными, для арабского мира совершенно нормальное дело. Размеренность и вдумчивость жизни в пустыне ставят героя в тупик. В том месте откуда он родом, к жизни и работе относятся совсем иначе. В фильме нет конфликта. Скорее банальное непонимание и невнимательность к ценностям и мировоззрению того, кто кажется тебе чужаком. Завязка сюжета напоминает знаменитую историю о коммерческом провале одной крупной фирмы по продаже газированной воды. В поисках новых территорий продаж маркетологи корпорации обратили взгляд на Восток. Очень хорошо подготовились и сделали рекламу в виде картинок, на которых герой ползет по пустыне, находит бутылку газировки и уже после первого глотка довольный идет дальше. Но никто не задумался о том, что арабы читают справа налево. Прокрутите последовательность действий персонажа из рекламы в обратном порядке и вы поймете, почему продажи были нулевыми. В «Голограмме для короля» герой совершает ту же непростительную ошибку и судит окружающих по законам своей системы ценностей. А в чужом монастыре, как известно, никто никого со своим уставом не ждет.

Отзывы о картине Тома Тыквера пестрят заявлениями о том, что «Голограмма для короля» — самый смешной фильм режиссера. Эта формулировка не совсем верна. Правильней будет сказать, что это единственный фильм Тыквера, в котором есть хоть что-то смешное. Предыдущими работами мастера были такие шедевры, как «Облачный атлас» и «Парфюмер: История одного убийцы». По сравнению с ними, «Голограмма для короля» — гомерически смешная комедия. Если же оценить фильм объективно и без привязок к прошлым картинам, то становится очевидно, что фильм скорее потешный и абсурдный, чем смешной. Заслуга в этом Тыквера как гуманиста. Он не высмеивает своего героя. Режиссер рассказывает историю жизни маленького человека, который родился в стране, в которой успех и амбиции имеют большее значение, чем духовность.

Алан Клей — заложник иллюзорного мира, в котором все возможно. Жизнь в другой стране, не церемонясь, показывает герою, что это не так. Отдельной режиссерской удачей стал выбор актера на главную роль. Никто не может издеваться над Томом Хэнксом. У него лицо человека, которому всегда сочувствуешь, какую бы чушь он ни говорил или ни делал. Идеальное решение, чтобы зритель проникся пониманием к герою, чьи поступки далеко не всегда можно назвать логичными.

Очень просто найти в картине отражение сложной геополитической ситуации в современном мире, что сделали некоторые критики. Запад, который рвется на восток, чтобы навязать ему свой менталитет — идеальный антураж для новостного блока некоторых федеральных каналов. Но политику можно отыскать где угодно. Особенно там, где ее нет. Том Тыквер и сквозь облитую помоями Францию в «Парфюмере», и через воображаемые миры в «Облачном атласе», и по пустыне в «Голограмме для короля» протягивает мощный социальный посыл. Он говорит об обществе, которое делает из человека маньяка, или пушечное мясо революции или плохого работника отдела продаж. Не от хорошей жизни его герои становятся теми, кто они есть. Фильмы Тома Тыквера — это маленькие трагедии, какими бы забавными или эффектными они не казались на первый взгляд. Вот и «Голограмма для короля» — это история о человеке, который измучен жизнью и никак не может понять, что с ним не так. Очистить зерна от плевел и переосмыслить все происходящее герою поможет только полное погружение в чужую культуру. Зритель тоже не останется в стороне и сможет не только насладиться очарованием далекого и загадочного мира, но и вместе с главным героем найти несколько простых и понятных ответов на совсем нелегкие жизненные вопросы.

вверх