Рецензия. «ФИНАНСОВЫЙ МОНСТР»: ТЕРРОР В ЭФИРЕ

Рецензия. «ФИНАНСОВЫЙ МОНСТР»: ТЕРРОР В ЭФИРЕ

Как Джорд Клуни, Джулия Робертс и Джек О'Коннел сообразили на троих, кто повлиял на Джоди Фостер, и почему фильм «Финансовый монстр» необходимо посмотреть каждому экономисту, расскажем далее.

Текст: Анастасия Проскурякова
Фото: filmz.ru, afisha.uz,
kinonews.ru, kino-teatr.ru

Америка. Наши дни. Предсказания Рэя Брэдбери из книги «451 градус по Фаренгейту» сбылись, и мир действительно стал походить на комнату, где по каждой их четырех стен постоянно что-то транслируется. Медиа-пространство окружило и уже практически поглотило человечество, и книги не жгут только потому, что про них уже все давно забыли. Народ каждый вечер льнет к экрану, чтобы получить счастье, уверенность, радость, эйфорию, любовь или еще что-нибудь иллюзорно прекрасное в зависимости от потребностей. И вот на экране появляется он. Прекрасный и обворожительный подлец, который даже не пытается скрывать того, что он на редкость неприятная личность во всех отношениях. Его зовут Ли Гейтс, и вы будете слушать его: ему есть, что сказать. Программу за программой все больше шоу, плясок и невероятно дельных советов по финансам, ведь именно в консультировании по этой области специализируется Ли Гейтс. Жить бы мерзавцу и дальше в лучах софитов, но Ли ошибается, и по его неосторожности один зритель падает в грандиозную денежную яму, выхода из которой нет. Собственно самого Гейтса это не трогает никак, ведь мы помним, что он — подлец. А вот зритель расстроился и решил отомстить, взяв ведущего в заложники прямо во время эфира.

«Финансового монстра» сняла Джоди Фостер — одна из самых уважаемых и влиятельных персон Голливуда, которая уже давно сочетает деятельность актерскую с периодическими посиделками в режиссерском кресле. Из-под ее руки вышли такие картины как «Маленький человек Тейт», «Домой на праздники», «Бобер» и эпизоды популярных сериалов «Оранжевый — хит сезона» и «Карточный домик». Как режиссер Фостер обладает даром полутона. Ее картины невозможно назвать однозначными даже в вопросе жанра, не говоря уже об эмоциональном наполнении. Тот же «Бобер», который обычно именуется драмой, потянет на трагикомедию, психологический триллер, кукольный спектакль и местами даже хоррор. При чем все это одновременно. В «Финансовом монстре» Фостер заметна не всегда. С одной стороны, резкие переходы от драмы к гротескной комедии и перманентная истерия всех героев в кадре для Фостер весьма характерны. С другой, обличение капиталистического общества и демонстрация изнанки экономики — это не совсем то, чего ожидаешь от режиссера, которая обычно делает ставку на психологизм, а не на политику. Ответ на вопрос, чье влияние так сильно отразилось на Фостер, вполне очевиден, если взглянуть на каст.

Клуни, конечно, Клуни, ну кто его не знает. Мистер Джордж Клуни живет под девизом «Гни свою линию». Он сопродюсер, он исполнитель главной роли, а значит его позиция в отношении сюжета фильма, если не первостепенна, то уж точно и не вторична. Клуни просто обожает тему внутреннего содержания телевидения, что отчетливо видно в его картинах «Признания опасного человека» и «Доброй ночи и удачи». Актер, как известно, помешан на политике и критике капиталистического строя, в котором припеваючи живет. Все логично. Но для «Финансового монстра» Джордж Клуни в большей степени интересен как актер, а не как идейный вдохновитель. Роль ему досталась сложная и малоприятная, ведь примерить на себя образ такого человека как Ли Гейтс — это практически то же самое, что изваляться в грязи. Он далеко не так отвратителен как тот же Ди Каприо в «Волке с Уолл-стрит», но и сам Джордж далеко не Лео. Достойную компанию Клуни составляет его верная спутница еще со времен друзей Оушена Джулия Робертс. Ее персонаж — это надежда зрителя на то, что Гейтс не такой уж и ужасный. Иначе зачем хорошей женщине становиться ему практически другом и терпеть столько лет. Сильная, организованная и до самоотречения влюбленная в свою работу женщина-мать для всех, кто ее окружает. Обычно за такие роли актрисы получают номинацию на «Оскар». Кейт Уинслет за «Стива Джобса» получила.

Третьим китом, на котором держится драматическая часть картины стал Джек О'Коннел. Молодой британец не только не меркнет рядом с титанами киноиндустрии, но и заметно выделяется на их фоне. И дело даже не в том, что ему досталась роль нестабильного, обиженного на весь несправедливый мир доморощенного террориста. Просто у О'Коннела есть талант, который подметила еще Анджелина Джоли, когда пригласила его на главную роль в фильме «Несломленный». Талант этот в том, что Джек обладает удивительно прочным внутренним стержнем, что делает его в равной степени привлекательным для зрителей обоих полов. Кого бы он ни играл, от него исходит невероятная сила, которой просто невозможно противостоять. Выдающаяся актерская игра трио Клуни-Робертс-О'Коннел придают картине динамику и напряжение, ведь сюжетно она временами провисает. Чему есть несколько причин.

В фильме «Финансовый монстр», даже хорошенько поискав, обнаружиться лишь два серьезных недостатка. Первый — это полное отсутствие новизны. Критику развращенного деньгами и возможностями общества зритель уже повидал и не раз, причем в значительно более откровенном и правдивом изобличении. Второй недостаток заключается в смазанной половине фильма, где повествование переходит от мощной психологии и злободневности к обыкновенной остросюжетной драме. Лишь в самом конце фильма создатели поставили недвусмысленную запятую, которая реабилитировала всю картину.

«Финансовый монстр» совершенно точно обязателен к просмотру всем финансистам, журналистам, политикам, пиарщикам и другим людям, которые формируют реальность вокруг нас. Одним словом, богам. Причем если фильм «Хвост виляет собакой» — это настольная книга небожителей, то «Финансовый монстр» наглядная демонстрация того, что с ними случится, если они не будут осторожны в своей работе. Общественное мнение и терпение — это пружина, которая может скручиваться десятилетиями, а потом взять и резко выстрелить праведным гневом всех униженных, обманутых и обдуренных зрителей телевидения, а значит вообще всех. Людям же далеким от медиа-структур фильм сможет открыть глаза на то, как сильно наша жизнь и наше мнение зависит от лиц и слов с телеэкрана. Возможно, глаза даже удастся подержать открытыми. По крайней мере до следующего выпуска новостей.

вверх