Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока

Рецензия. «ЭЛВИС И НИКСОН»: КОРОЛЬ БЕССМЕРТЕН. ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ.

Рецензия. «ЭЛВИС И НИКСОН»: КОРОЛЬ БЕССМЕРТЕН. ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ.

Независимое кино — это кекс с изюмом в овощной лавке. Не каждому придется по вкусу. Оно может показаться неуместным, вызвать раздражение, а кто-то и вовсе скажет, что лучше обойтись без подобных картин. Но хотя бы капельку любопытства оно вызовет точно. Работа известной «только среди своих» Лизы Джонсон «Элвис и Никсон» не исключение. Подробнее о ней расскажем ниже.

Текст: Максим Жуков
Фото: kinobusiness.com, slavakino.ru,
film.ru, kamkino.ru, kino-teatr.ru

Легенда 20 века, «король рок-н-ролла» Элвис Пресли обеспокоен судьбой своего народа. Расплодившиеся хиппи, экстремисты и коммунисты предстают «королю» чумой, панацеей от которой певец считает только себя. Он отправляется в Вашингтон требовать аудиенции президента Никсона, чтобы заявить о своих намерениях и просить сделать его агентом под прикрытием. Однако Никсону нет дела до Пресли, чего нельзя сказать о всех прочих обитателях Белого Дома.

Элвис был гостем Никсона и просил его о жетоне агента спецслужб — это исторический факт. Об этом широко известно на родине персонажей, но не в нашей стране. Про эту историю американцы слагали анекдоты, песни и уже снимали кино. Showtime в 1997 году выпустили на телеэкраны комедию «Элвис встречает Никсона». Русскоязычной версии, к сожалению, не имеется, но речевые обороты так просты, что малейшего знания языка для просмотра оригинала достаточно. В том фильме Элвис не «король рок-н-ролла», а «император Идиотии» — так он глуп, в угоду сюжета. Никсон — слегка карикатурен, но другого зритель не знает уже давно. Юмор комедии посредственен, но местами и очень смешен. Псевдодокументальные вставки постаревших фанатов Пресли забавляют подросковостью под поседевшими волосами. В остальном, стандартная телекомедия 90-ых.

«Элвис и Никсон» года 2016 свою «вторичность» осознает. Первой сценой после титров идет отсылка к комедии 97-го. «Король» вновь сносит пулями экран зомбоящика, правда теперь по иным причинам. Вторая сцена — вновь отсылка. Аэропорт и покупка билета. Этой сценой зрителю дают понять, что в фильме Элвис идиотом не будет. Он высокомерен, чудаковат, не умен и не последователен. Но точно не тот «величественный кретин с короной». И Никсон иной. Кевин Спейси обворожителен. Никто не сомневался в его таланте. Однако такой Никсон моментально впечатывается в память и заменяет знакомый образ Никсона из «Футурамы». Недотепа с комплексом Наполеона, но при этом незаурядный политик — «Карточный домик» не прошел для Спейси даром. Марк Шенон, которого американская критика в свое время обозвала «самым некрасивым актером», обворожителен вдвойне. Его приятно видеть в любой роли. Работу актера трудно назвать «серьезной» — это не Шенон из «Укрытия» или из «Дороги перемен». Роль в этом фильме перекликается с его работой в фильме «Ледяной». Кое-где мелькают личные драмы персонажа, однако фильм совсем не о них.

Приятны глазу и все второстепенные персонажи. Точнее те, кто ближе к массовке и появляется в кадре пару раз. Как и комедия 97-го, «Элвис и Никсон» рассказывает о поколении «короля», а не о самом «короле». Их восторг и необузданность — мощнейший двигатель сюжета. Никсону не интересен Элвис в отличие от всех остальных. Служебный долг, начальство, ответственность — все уходит на второй план перед светом легенды.

Кино держится на Спейси и Шеноне — режиссер Лиза Джонсон сделала минимум. Она все еще ищет себя. Отечественный и западный зритель мало знаком с ее творчеством. Она пыталась выйти на широкую аудиторию, эксплуатируя тему «женской доли» в фильме «Возвращение» с Майклом Шеноном в одной из главных ролей. История о женщине, которая вернулась с войны, имела лишь один минус — таких фильмов было уже слишком много, хоть и все они о мужчинах. Затем была простенькая драма «От ненависти до любви» с Гаем Пирсом, в которой не было ничего примечательного. В обоих фильмах, помимо отличного каста, можно заметить одну особенность — эмоциональную глубину отдельных сцен. Плюс, который при других обстоятельствах считался бы заслугой оператора. «Элвис и Никсон» — первый фильм Джонсон, который действительно выстрелил.

Сама логика навеяла Лизе Джонсон манеру съемки. Примерно две трети фильма сняты на штативе и имеют резкий суматошный монтаж при смене кадра. Так давно не снимают. Но кино про 70-ые, а значит, это логично. Хотя такой стиль съемки в большей мере характерен для фильмов 80-90-ых. Из-за этого во время просмотра в голове возникает неразбериха. Ведь режиссер могла пойти по примеру недавнего Life, и стилизовать под ретро другими способами. В последней части, за исключением двух отличных перспектив, кадр выходит невнятный. Его снимали на руках, но вышло плохо. Статика в «Элвис и Никсон» куда интереснее. Как раз две части фильма без дестабилизированной операторской работы — бальзам на душу тем, кто устал от подобного мейнстрима.

Независимое кино имеет ряд минусов, которые кому-то покажутся огромными. Во-первых, продакт плейсмент. Бренды мелькают и называются вслух. Второй минус напрямую связан с первым — оба из-за отсутствия бюджета. В «Элвис и Никсон» не звучит ни одна песня Пресли. На покупку прав не нашлось средств. «Элвис» без Элвиса: фанаты Пресли расстроились. Оригинал «Hold On I'm Coming» дуэта Sam and Dave душевности привносит, только ее недостаточно. В голове вновь и вновь всплывает «это же не Элвис».

«Элвис и Никсон» — кино двух приятных актеров в приятном окружении. В солнечный весенний день он добавит легкости. Не задаст вопросов и не попытается чему-то научить. Простой фильм, который очень хочется назвать комедией, ведь улыбка не покидает зрителя ни на минуту, хотя шуток, как таковых, в нем почти нет. Забавное зрелище с ноткой ностальгии.

вверх