Рецензия. «Джой»: безумство храброй

Рецензия. «Джой»: безумство храброй

Создатели фильма «Джой» разыграли идеальную партию. История о борьбе за мечту, приправленная шикарными актерами и выдающимся режиссером. Казалось бы, что еще нужно для звания лучшего фильма года. Однако кинопремия «Оскар» фильм не оценила и даже не номинировала. «Афиша a42.ru» попыталась разобраться, чем фильм так не угодил киноакадемикам, и стоит ли вообще его смотреть.

Текст: Анастасия Проскурякова
Фото: foxmovies.com

«Мир не дает возможностей. Он уничтожает возможности и разбивает сердце». Такие слова мать-одиночка по имени Джой говорит своей маленькой дочери. Для этого у нее есть все основания: двое детей, ненавистная работа, проблемные родственники. А ведь когда-то Джой была маленькой талантливой девочкой с незаурядными способностями к изобретательству. Когда жизнь в очередной раз дает героине жесткий пинок, она решается на что-то новое. А именно на создание самоотжимающейся швабры. Однако перспективы своего дела и столь желанного благополучия с каждым разом становятся все туманней.


Сюжет фильма основан на жизни реальной женщины Джой Мангано, которая на сегодняшний день стала не только успешной изобретательницей, но и президентом собственной компании. А стало быть зрителю с самого начала ясно, что закончится все хорошо. Интрига в фильме отсутствует напрочь, так же как динамика и гармоничность. Не удивительно, что к режиссеру картины — пятикратному номинанту на «Оскар» — Дэвиду О.Расселлу предъявлено столько претензий. «Джой» получился размытым и неопределенным даже в жанре. Для комедии ему не хватает гротеска, для драмы — проникновенности. Сны главной героини вперемешку с фрагментами мыльных опер не придают желаемой абсурдности и по сути ничего не выражают. Объективно, картина удерживает зрителя только за счет актеров, которым, к слову, тоже несладко.


Каст фильма выглядит, как команда мечты. Титулованные и обласканные прессой и зрителем Брэдли Купер, Роберт Де Ниро и даже легендарная Изабелла Росселлини составляют великолепный букет, самый главный цветок в котором — Дженнифер Лоуренс. К ней претензий быть не может априори, ведь на ней лежит нелегкая миссия играть сильных женщин, которым приходится самим пробивать себе дорогу в жизни. Причем как с луком и стрелами, так и со шваброй наперевес, актриса идеально справляется с ролью женщины-борца. Все бы хорошо, но кроме Лоуренс, которая тянет всю картину на себе, никто из актеров достойного персонажа не получил. Всем им достались герои плоские и невыразительные. Олицетворяя препятствия главной героини на пути к успеху, остальные персонажи выполняют исключительно декоративную функцию. При таких актерских возможностях быть лишь мишурой вокруг Лоуренс, должно быть, обидно.


При всех недочетах и упущениях картина имеет в рукаве гигантский козырь — историю, на которой она основана. После просмотра фильма в голове сами собой всплывают какие-то незначительные мелочи: резиновые коврики в ванну или безопасные розетки. За каждой вещью в доме, на которую мы не обращаем внимания, стоит чья-то идея, чьи-то бессонные ночи, патенты, договоры, юристы, карьерные взлеты и личные драмы. «Джой» — история победы одной матери-одиночки над всем равнодушием к мелочам, из которых состоит жизнь. А еще о том, как страшно бывает сделать первый шаг, особенно, когда никто в тебя не верит. Достойная мысль, хоть и завернута в не очень удачную оболочку, маловероятно привлечет массового зрителя. Но тем, кто оценивает фильм по послевкусию и любит искать подтекст, «Джой» наверняка придется по нраву. Ведь в нем есть, над чем поразмыслить.

РАСПИСАНИЕ ПОКАЗА ФИЛЬМА «ДЖОЙ» В КИНОТЕАТРАХ

вверх