РЕЦЕНЗИЯ. «ДУЭЛЯНТ»: ВОПРОСЫ КРОВИ

РЕЦЕНЗИЯ. «ДУЭЛЯНТ»: ВОПРОСЫ КРОВИ

На этой неделе на большие экраны вышел один из самых ожидаемых отечественных фильмов года — «Дуэлянт». Так как картина входила в официальную программу кинофестиваля в Торонто, многие критики посмотрели её задолго до премьеры и в большинстве своём остались очень довольны. «АФИША A42.RU» без доли лукавства разделяет восторг вокруг «Дуэлянта» и с удовольствием расскажет, почему за этот фильм не только не стыдно, но и гордо.

Текст: Анастасия Проскурякова
Фото: kinonews.ru

За свою историю человечество изобрело огромное количество способов выяснения отношений, но ни один из них не был более эффективным, чем рукоприкладство. Как бы мы ни старались решать спорные ситуации цивилизованно, кулаками всё же выходит проще и быстрее. Однако высокое сословие такие методы всегда находило варварскими и потому предпочитало элегантно и с достоинством погибать на дуэлях. Народу на подобных мероприятиях полегло немало. Одних Пушкина и Лермонтова можно посчитать за тысячу. Так как практика была распространённой, в скором времени появился дуэльный кодекс, который регламентировал весь процесс смертоубийства. Одним из важный пунктов этого документа было признание возможности иного лица участвовать в поединке, если один из дуэлянтов по каким-либо причинам сам свою честь отстоять не мог. Очевидно, именно этот пункт натолкнул создателей «Дуэлянта» на идею картины.

По сюжету молодой красавец граф Якушев зарабатывает на жизнь не совсем честным и уж точно не безопасным способом. Он стреляется с людьми за деньги. Заинтересованные лица платят ему большие суммы, чтобы не ходить на поединок, который сами, возможно, и назначили. За исключением душевных терзаний и периодических ранений, жизнь у Якушева идёт ровно, пока он не переходит дорогу графу Беклемишеву — властному и во всех отношениях мерзкому типу.

Главный плюс «Дуэлянта» — столь долгожданное для отечественного кинопроизводства качество популярного кино. Придраться к фильму практически невозможно. Картина вымерена, вылощена и скроена по идеальному западному лекалу напряжённого и эффектного драматического экшена. В ней есть озлобленный и измученный главный герой, в чьём взгляде читается ужасный жизненный опыт, о котором зритель получает полное представление лишь к самому концу повествования и то благодаря флешбэкам. В противовес ему — злодей — расчётливый и не знающий жалости монстр, интересы которого крутятся исключительно вокруг денег. Есть красотка с характером, которая вовремя молчит и вовремя демонстрирует обнажённую грудь. Одним словом, всё как надо. Если бы не толпа знакомых лиц, вообще бы позабыли, что кино отечественное — уж слишком всё хорошо.

Удивительным образом популярные актёры не создают диссонанс с сюжетной линией, как это часто бывает в российском кино, рассчитанном на массового зрителя. В этом заслуга директора по касту. Что исполнитель главной роли Пётр Фёдоров, что идеальный антагонист Владимир Машков несмотря на свою узнаваемость, умеют быть органичными в любом образе. Совсем небольшая, но заметная работа в картине была у Сергея Гармаша. Хотя, если честно, для такого всенародно любимого и одарённого артиста как Гармаш создатели могли выделить и побольше экранного времени.

Помимо директора по касту, свою работу точно знают и все остальные. Оператор нередко находил интересные и, что важно для жанра, эффектные ракурсы. Художник по костюмам понапридумывал такой красоты, что глаз не оторвать. Художники по декорациям умудрились воссоздать Санкт-Петербург в непривычном для современного взгляда недостроенном, грязном и больше обычного мрачном виде, в котором он и должен был быть в 19 веке. Но главный человек на площадке — режиссёр, безусловно, превзошёл все ожидания. Алексей Мизгирёв не упустил из виду ни одной детали. Если герой дворянин, то нос должен быть идеальным, для чего Фёдорову наносили специальный грим. Если оружие должно выглядеть достоверно, то на съёмках будут использовать настоящие пистолеты из музея, а не бутафорию. Если сцена происходит вечером, то в зале полумрак — в 19 веке на балах зажигали свечи, а значит ярко там быть не могло. Такая педантичность и требовательность к деталям остальным участникам съёмочного процесса, должно быть, казалась адом на земле, но результат точно того стоил.

Если и можно к чему придраться в фильме «Дуэлянт», так это к откровенности некоторых сцен насилия и к диалогам. Причём если первый момент скорее на любителя — тем, кому нехорошо от вида крови, фильм лучше не видеть, то вот второе явный недочёт. Причём претензия тут, вероятно, не к сценарию, а к монтажу. Если из фильма на финальной стадии вырезали много сцен, то удивляться идентичным репликам героев не приходится. Незначительный промах, но досадный. Главная героиня, к примеру, раз пять за фильм сказала слово «ненавижу» и это при том, что текста у неё от силы на пару страниц. В картине было не так много диалогов, а русский язык богат. Стоило бы добавить лингвистического разнообразия.

За исключением незначительных мелочей, фильм «Дуэлянт» точно оправдал ожидания. Он стильный, динамичный и очень красивый. При этом зрителю самому придётся понять, осуждают ли создатели дуэль как совершенно деструктивную для общества тенденцию прошлого или наоборот тоскуют по временам истинного дворянства и их далеко не всегда безопасным привычкам. Главное, что картина как продукт получилась высококачественной и достойной. Тот редкий случай, когда за популярное кино отечественного производства не только не стыдно, но и гордо.

СМОТРЕТЬ «ДУЭЛЯНТА» В КИНО

вверх