«Оно» здорового человека

«Оно» здорового человека

Мода на вэйпорвейв прошла, а на восьмидесятые – нет. «Оно» прекрасное тому доказательство: мало того, что события книги как раз перенесены на тридцать лет вперёд, прямиком в 1989 год, так ещё и от самого фильма за версту веет ретровайбом. Это чертовски стильный фильм с харизматичным злодеем и хорошей историей, но, увы, совсем не страшный.

Текст: Максим Полюдов

Танцующий клоун Пеннивайз не давал спать десяткам тысяч нынешних взрослых – сначала в романе Кинга, после – в его трёхчасовой экранизации 1990 года. Король ужасов вообще задал тенденцию на боязнь клоунов, которые стали одними из главных антагонистов страшных фильмов – сочетание улыбки, дурачества напополам с животной жестокостью нагоняло страх на кого угодно.

В новом «Оно» Пеннивайз действительно жуткий. Причём в своём стандартном обличии, а не в потусторонних ипостасях: бегающие глаза, огромный лоб, неприятная ухмылка. Билл Скарсгард, пожалуй, затмил своего предшественника Тима Карри, которому до сих пор приписывают эту роль как одну из сильнейших в его карьере. Их клоуны получились абсолютно разными, но осовремененный Пеннивайз действительно готов пугать, рвать и метать, чего не скажешь о Пеннивайзе 27-летней давности (привет, события в Дерри!), способного вызвать у нынешних подростков только ухмылку – и ничего больше.

Речь идёт о подростках не зря: потому что фильм не только о них, но и для них. Основной ужас кроется не в том, что ОНО способно воплощать в жизнь самые потаённые страхи каждого из героев, но в том, что сами герои «не знают, как жить эту жизнь». Наступает пубертатный период, они взрослеют, пытаются как-то выжить в школе с «альфачами», которые их задирают. Но самое страшное происходит дома: безумная мамаша, которая пичкает своего сына плацебо, выдавая это за опеку; отец, который подавляет сексуальную тягу к дочери через гипертрофированное чувство заботы и насилие над ней же; или беспомощный взрослый мужчина, который смирился с потерей своего сына и делает самое страшное – бездействует.

Многие подростки в этих сюжетах узнают себя – с каким-либо поправками, – и это самое страшное. Фильм, пусть и в топорной манере, рассказывает, как преодолеть подобные проблемы: через иронию, пошлые шутки, крепкую дружбу, драки и бегство – стартер-пак любого 14-летнего.

Актёры со своими ролями справляются великолепно и отыгрывают убедительнее некоторых звёздных составов. «Оно» – одна из немногих кинолент за последнее время, которая стопроцентно попала в цель с кастом: тут тебе и заикающийся Билл, порой неуверенный в себе, и огневолосая Беверли, осознающая свою сексуальность, и пошляк Ричи, шутящий про мамку (его роль исполнил Финн Вулфард, известный по «Очень странным делам»), и толстяк Бен, на животе которого ножом пытается вырезать имя главный хулиган города.

Из-за того, что в фильме малое количество взрослых персонажей, то и во всех «кровавых» сценах участвуют тоже дети, которым тут отрывают конечности, ломают напополам или просто увечат – чего мы не видели на больших экранах уже лет десять. Хотя в целом «Оно» не изобилует по-настоящему жуткими сценами: все появления Пеннивайза выглядят, скорее, эстетически выверенными и за ними интересно следить, а не пугаться их. Так что несмотря на разнообразный инструментарий запугивания зрителя – а к каждому из героев тут действительно, как говорится, индивидуальный подход – и разговоры о том, что это кино перевернуло жанр ужасов, лучше скримеров и саспенса ничего не придумали. Нас по-прежнему пугают громкими звуками и внезапными вылетами НЁХ на экране, что для ленты такого порядка выглядит несерьёзно.

В остальном же – это прекрасный, но немного затянутый триллер, который интересно смотреть и рассматривать, потому что на фоне того, что выходило последнее время, все претензии и правда кажутся какими-то мелкими, и на них просто хочется закрыть глаза. Мелкими, словно зубы в бездонной пасти Пеннивайза.

вверх