Вход

Николай Васильевич и другая нечисть

Николай Васильевич и другая нечисть

Внятная, хоть и лютая история о классике русской литературы, которая очень хороша, если решить, что она фарс, и вообще ни в какие ворота, если думать о ней серьёзно: «Гоголь. Начало» вышел на экраны, оставив после себя сомнительные впечатления. Подробнее о них читайте в рецензии журнала «Афиша» на A42.RU.

Текст: Настя Роску
Фото: film.ru

В первую очередь, оговоримся: «Гоголь. Начало» — это не фильм. Это две первые серии сериала, который сначала пройдёт спаренными эпизодами в четыре подхода в кино, а потом уже отправится на телеэкраны. И это не та ситуация, в которой сериал ужимают до полнометражного фильма или фильм разбивают на части, чтобы те, кто уже сходил в кино, накрутили рейтинг телеканалу, посмотрев несколько кусков, которые режиссёр в фильм включать не стал. Нет, «Гоголь. Начало» — беспрецедентный эксперимент, в котором подопытные грызуны — в смысле, зрители, — должны купить билет, чтобы посмотреть ровным счётом то, что чуть позже покажут по телевизору, который уже куплен, или Интернету, который проведён. Даже в компании с самой маразматичной чепухой можно очнуться перед экраном монитора в четыре утра с вопросом «Как я мог это смотреть всю ночь?» В этом прелесть сериалов. С кино такой номер не пройдёт — в него надо ходить. В случае с «Гоголем» раз в полтора месяца. Кто это будет делать? — вопрос риторический. На что рассчитывают создатели? Ответ на этот животрепещущий вопрос, вероятнее всего, послышится эхом в полупустом зале на премьере второй части истории где-то в середине осени.

Если забыть о том, что затея с сериалом в кино несколько нелогична, две серии телешоу о Гоголе (фильмом намеренно не будем это называть) вполне себе забавное для восприятия костным мозгом действо с относительно неординарной идеей, согласно которой Гоголь не придумывал своих ведьмочек, а жил среди них. «Братья Гримм» в голове всплывают сразу, но, к счастью, стилистически «Гоголь. Начало» на них совсем не похож. Тут скорее диковинная смесь Диканьковских рассказов с «Сонной лощиной» и «Шерлоком Холмсом» Гая Ричи. «Гоголь. Начало» — с фильма по нитке: такой надо было слоган делать, а не сливать эпичную фразу из «Тёмного рыцаря», слитую в свою очередь из религиозных трактатов.

Откинув ту часть, в которой «хватит воровать у Запада» и «своё надо кино снимать, а не эту голливудщину», отметим: «Гоголь. Начало» может даже очень понравиться, если не воспринимать его серьёзно. Тем более, что это не так уж сложно — юмора в истории достаточно. Ведьмы, кровища, немного расчленёнки — это всё тоже довольно весело, когда хорошо отыграно, а к актёрскому составу тут претензий быть не может. Дальше бы так Меньшиков раскурочивал трупы, а Петров ходил пришибленным, пытаясь понять, совсем он двинулся или только слегка, — гениальный фарс бы вышел. Но местами «Гоголь. Начало» начинает возводить никому не нужную идейную многоэтажку, в которой главный герой обладает даром переходить в другой, ужасный мир, который существует по своим зловещим правилам и что сам он, Гоголь, «тёмный», что бы это не означало.

Во всём, что не касается визуальных эффектов, от которых хотелось бы ждать большего, «Гоголь. Начало» — история очень красивая и атмосферная. Костюмы, декорации, готичность и мистика. Самая первая серия, которая обычно даётся «на раскачку», здесь удивила целостностью и резким вводом зрителя в историю и антураж по принципу «с места в карьер». Уже во второй сцене уверенный в себе следователь Гуро в лице Меньшикова знакомится с забитым Гоголем в лице Петрова и решает взять молодого писаря с собой на расследование загадочных смертей в Диканьке.

Возможно, кто-то ещё не заметил, но последние несколько лет российские качественные сериалы (подчёркиваем — «качественные»), да и кинематограф постепенно приобретают черты лица Александра Петрова. Черты приятные, поэтому никто не жалуется. Гоголь в исполнении Петрова — именно такой, каким он представляется современникам: зашуганный собственным воспалённым сознанием, инфантильный и вечно печальный герой. «Гоголь тоже был немножко эмо» — прозвучало как-то в выступлении одной очень хорошей команды КВН. Гоголь у Петрова именно бледное «эмо», что для самого персонажа логично, а вот для Петрова как-то странно. Он так хорош в истериках, а тут только припадки и видения. Жаль.

В общем и целом, сериал «Гоголь» планирует стать новым образцом череды отличных проектов продюсерского центра Александра Цекало «Среда», чьи сериалы «Метод», «Мажор», «Фарца» и «Саранча» — обратите внимание, в двух из них играет Петров — купил Netflix. Это серьёзный комплимент — Netflix ерунды не купит. «Гоголь» маловероятно заинтересует коллег из США — у них своих городских легенд хватает на 13 сезонов «Сверхъестественного». Тем не менее, продукт выходит достойным, что заставляет гордиться Родиной и Цекало лично.

Возвращаясь к художественной ценности «Гоголь. Начало», заявим с полной долей ответственности — это весьма и весьма забавный сериал, который при правильном настрое смотрится на ура. Смущает во всём деле только один аспект: раз реально придумать полухоррор полукомедию про Гоголя, то почему бы уже не снять нормальный большой и очень суровый психологический триллер о классике литературы, который переживал жесточайшие эмоциональные кризисы и, кажется, правда жил среди жутких образов, о которых писал, пусть они и существовали только в его голове. Плотная и страшная история о короткой жизни гения — такой сериал сомнений бы не вызывал.

вверх