Вход

«Матильда»: всё могут короли

«Матильда»: всё могут короли

Вот и она. «Матильда», от имени которой уже немного дурно, наконец, пришла в кино. Стараясь не оскорбить ничьих чувств и не впадать в повсеместную истерию, корреспондент журнала «Афиша» на A42.RU приняла решение посмотреть «Матильду» как собственно фильм, а не катализатор общественной агонии.

Тест: Настя Роску
Фото: gazeta.ru,
hsmedia.ru, films.ru

Художественный фильм режиссёра Алексея Учителя, подарившего миру «Дневник его жены» и «Космос как предчувствие», рассказывает малоизвестную историю романтических взаимоотношений цесаревича Николая и тогда ещё не признанной великой, но вскоре ею ставшей балерины Матильды Кшесинской.

По сюжету фильма Матильда становится жертвой расхожей в балетной среде подлости своей коллеги. На сцене у юной балерины спадает бретель платья и обнажается грудь. Смелая героиня заканчивает партию в неглиже, чем привлекает находящегося в зале Николая. Вскоре, будущий император начинает оказывать Матильде знаки внимания, причём стоит отметить, что инициативность в этом вопросе он проявляет не сам, а лишь копирует решительность своего родственника. Матильда отвечает взаимностью, начинается красивый роман, протекающий в золотых палатах царских дворцов, но омрачающийся одним «но»: он будущий царь и у него уже есть невеста-немка.

Начнём с хорошего: «Матильда» непередаваемо красивый фильм. Он прекрасен постановочно и больше похож на красочное изображение сцен из жизни, написанной рукой какого-нибудь художника, но никак не на саму жизнь. Герои играют в догонялки, смеются и целуются, их восхитительные наряды развиваются на бегу, солнце и свечи освещают их счастливые лица — картинка столь же прекрасная, сколь и вызывающая рвотные позывы своей беспредельной слащавостью.

Отдельной похвалы заслуживает работа оператора, который выдерживает механику в фуэте, акцентирует внимание на деталях и подчас находит какой-то невероятный свет. Если не брать в расчёт откровенно мистической символики, которой перманентно грешат большие российские фильмы, постановочно фильм тоже удался. Есть несколько отлично реализованных сцен, как, например, уход из жизни царя Александра III и один из заключительных моментов фильма, когда действие добирается до трагических событий на Ходынском поле в день коронации Николая.

Теперь о плохом. «Матильда», как многие и предполагали, совершенно не дотягивает до той значимости, которую ей вменяют. Композиционно вся она построена по принципу «кто в лес, кто по дрова». Резкие смены сцен, полное наплевательство на хронологию событий — всё это полностью убивает хоть какую-то атмосферность. Фильм в общем напоминает картину не очень хорошего художника. Краски яркие, люди красивые, но души в истории нет вплоть до момента с вышеупомянутой Ходынкой. От этих постоянных перебежек зрителю начинает казаться, что кино затянуто и скучно. А уж совершенно бесцельно повторённый дважды кадр с падающей короной, какие-то полу-стимпанковые полу-кунсткамерные пыточные и, мама дорогая, спиритические сеансы, вообще вызывают желание прикрыть глаза.

Есть ещё один важный нюанс — проработка главных героев. Исполнитель роли Николая, Ларс Айдингер, внешне похож на императора, но старше своего героя почти на 20 лет (Николаю на момент действия фильма 22 года, Ларсу — 41). Юношеская влюблённость совсем не выглядит юношеской и страх перед царствованием, который простителен юнцу, играет со взрослым героем злую шутку, почти весь фильм убеждая зрителя в его нерешительности и вялости. Способствует непривлекательности героя и имя, которым все его называют — Ники. Это имя мальчика, не мужа, а смотреть за мужчиной, который ведёт себя как ребёнок — удовольствие на любителя. При этом, качественно поставленные и отыгранные заключительные сцены в итоге дают зрителю ощущение целостности героя. Он чуткий, хрупкий, легко попадающий под влияние человек, который не был создан для занимаемого высокого поста. «Матильда» оправдывает Николая, предоставляя ему роль открытого и сердечного человека, просто неспособного держать страну в кулаке, как завещал ему отец.

При явном акцентировании внимания на фигуре будущего царя, создатели довольно сильно проигнорировали женщину, в честь которой назвали фильм. Образовавшийся любовный треугольник: Матильда — Николай — невеста Николая, будущая императрица Александра Фёдоровна, видимо, планировалось выстроить по принципу контраста. С одной стороны у Ники глубоко верующая, терпеливая и потому ужасно скучная Александра. С другой — инферналка в пачке. Но вот до инферналки Матильда никак не дотягивает, причём не по вине актрисы — Михалина Ольшанска хорошо работает с образом — а просто от недостатка прописанных с ней сцен. По факту, Николаю приходится выбирать между двумя истерическими барышнями, каждая из которых хочет быть его женой, а он не знает, что делать.

Второстепенные персонажи, исполненные знаменитыми российскими актёрами, удались через одного. Гармаш силён и мудр в роли Александра III, Дапкунайте — точное попадание в образ матери и царицы одновременно. Миронов нелепо восполняет некий комедийный аспект фильма, Козловский крушит всё вокруг себя как раненный медведь, вызывая у зрителя желание процитировать ёмкий комментарий ёжика в тумане: «Псих». При этом все четверо уводят внимание от главных персонажей своей выдающейся актёрской игрой, разбивая и без того рваную композицию на корпускулы.

«Матильда» — конечно, не провал. Но и не триумф. Обычное, местами удачное, местами не очень кино о запретной любви. Если убрать сцены с обнажённой грудью и привязку к реальным историческим личностям, «Матильда» станет обыкновенной мелодрамой о принце и нищенке и о том, что «жениться по любви не может ни один король». Красивая, но банальная история исключительно для поклонников жанра или просто романтичных особ в возрасте от 16 до 20 лет. Зрителя старше и искушённей «Матильда» скорее расстроит, чем вдохновит.

«Матильда» в кино

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

вверх