Лучшие фильмы года по версии A42.RU

Лучшие фильмы года по версии A42.RU

Весь год рецензенты журнала «Афиша» на A42.RU Максим Полюдов и Настя Роску посещали кинопремьеры и рассказывали о них читателям, чтобы те точно и заранее знали, какие фильмы непременно стоит увидеть на большом экране, а какие можно и пропустить. В декабре, когда принято подводить итоги, два киномана вспомнили всё, что видели в этом году, и составили почти непредвзятый рейтинг лучших фильмов последних 365 дней.

Это важно! Мнение авторов может не совпадать с мнением читателей. На то оно и мнение. О том, какие фильмы входят в ваш личный Топ-10 2017 года будем рады узнать в комментариях под материалом.

Текст: Настя Роску, Максим Полюдов

10 МЕСТО. «ВЗРЫВНАЯ БЛОНДИНКА»

Кино — жанр всеобъемлющий. Тут значение имеет слишком много факторов. Как смотрится, как звучит, кто, что и как в нём говорит, кто, что и как делает. И когда проседает хотя бы один из аспектов, фильм весь спускается вниз во всевозможных рейтингах.

Вот «Взрывная блондинка». Сюжет писали с закрытыми глазами, а цвет, звук и постановка — произведение искусства. И как понять хорош ли фильм? Способ один, но верный: оценивать ощущения. По ним, новая работа создателя «Джона Уика» — сумбурная, но очень красивая, нелогичная, но атмосферная история о чём-то там, не важно, о чём. Вся она скорее похожа на красивый манекен фильма, чем на сам фильм, на развёрнутый трейлер самой себя. Именно в этом отсутствии наполненности, в какой-то общей плоскости и бутафорности, на удивление, и состоит всё её очарование.

Подробнее о фильме

9 МЕСТО. «ЭКСПЕРИМЕНТ «ОФИС»

Этот фильм никогда не получит «Оскар», и слава Богу. Никто не ставил ему высоких оценок. Да, что уж там греха таить, его вообще почти не заметили. Уж слишком он мал и похож на тысячи других, снятых в таком жанре. Если вы спросите, почему он в этом рейтинге, мы ответим лишь, что мы вас предупреждали: это почти объективная подборка.

«Эксперимент «Офис» находится именно на том уровне кровавого бреда, который максимально удобоварим. Тут нет явного перегибания палки и есть прекрасная чёрная ирония. Как-то очень неожиданно, явно не без усилий Джеймса Ганна, кино, которое ничего не должно было из себя представлять, понравилось больше, чем десятки других в этом году. В двух словах: успешный эксперимент.

Подробнее о фильме

8 МЕСТО. «ДЮНКЕРК»

Фильм режиссёра, которого при жизни принято называть не меньше, чем гением (Кодзима, не иначе) в очередной раз не приводит к какому-либо откровению, хотя на фоне всеобщей голливудской клюквы смотрится свежо и интересно. «Дюнкерк» уже успели окрестить лучшим кино о войне, тут можно соглашаться или нет, но лучше использовать формулировку «один из», тогда вопросов точно не возникнет.

Это пример того, когда во главу угла ставится далеко не сюжет, а воздействие на зрительно-слуховой нерв зрителя. Основная история будто бы развивается где-то в кулуарах, а нам показывают только то, что происходит «здесь и сейчас», поэтому приходится самостоятельно укладывать пласты параллельных историй у себя в голове, чтобы получить полную картину. Которая, возможно, кого-то даже ошарашит.

Подробнее о фильме

7 МЕСТО. «ЧЕЛОВЕК-ПАУК: ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ»

Больше никаких историй про укусы радиоактивного паука – этим зритель сыт по горло, а о том, как Питер Паркер превратился в человека со сверхспособностями, знают даже бабушки у подъезда. Наконец-то создатели фильма вывели формулу успеха, которая растопила зачерствевшие сердца фанатов: надо всего лишь соблюдать канон, добавлять поменьше отсебятины и не забывать про удачный каст и впечатляющий экшен.

Возможно, поэтому «Человек-паук: Возвращение домой» – лучший фильм о паучке, в котором прекрасно если не всё, то очень многое. И, кстати, Джон Уоттс смог сделать то, что не сделал мастер мелодрам Марк Уэбб в своё время: он добавил Питеру Паркеру «человечности» не только за счёт раскрытия внутреннего мира героя, но и благодаря его окружению, в котором тот – обычный десятиклассник, вынужденный спасать мир.

Подробнее о фильме

6 МЕСТО. «МАЛЫШ НА ДРАЙВЕ»

Фильмы Эдгара Райта, как настоящую любовь, можно ждать всю жизнь. Вообще, «Малыш на драйве» — кино жанровое. Причём это отдельный жанр «фильмы Эдгара Райта», которые не всегда сразу раскусываются и распробываются, но потом наступает такой голод, что того и гляди обнаруживаешь сам себя среди ночи перед ноутбуком за пересмотром «Армагеддеца» с маньячным взглядом, как у тех, кто также по ночам охотится за колбасой в холодильнике.

Это всё к чему? «Малыш на драйве» — не лучший фильм Эдгара Райта, но это с привязкой к прошлым достижениям режиссёра. Иногда плохо, когда есть, с чем сравнивать. А вот сам по себе фильм отличный. В нём так много музыки, которая живёт сама по себе, струится из каждого кадра и формирует не только аудиальную составляющую, но и характер фильма, и, кажется, даже частично его сюжет. У каждого киногода должен быть свой «Ла-ла лэнд». В 2017 был «Малыш на драйве», и спасибо ему за это.

Подробнее о фильме

5 МЕСТО. «ЛОГАН»

Лучший фильм MARVEL на данный момент и уж точно лучший фильм о супергероях 2017 года. Возможно, потому, что он и не о супергероях вовсе.

Наконец-то в людях со сверхспособностями можно разглядеть что-то человеческое – слабости и пороки, которые, оказывается, не чужды даже мутантам. Поэтому совершенно внезапно Росомаха превращается всего лишь в Логана, а мощный телепат профессор Ксавье – в дряхлого старика. Фильм, в свою очередь, тоже претерпевает метаморфозы: из геройского эпоса прыгает в традиционный роад-муви, где главные персонажи будто бы хотят завершить перед скорым концом незаконченные дела. Например, увидеть море и умереть.

Подробнее о фильме

4 МЕСТО. «НЕЛЮБОВЬ»

Принятая довольно равнодушно российскими критиками и обласканная со всех сторон иностранными кинофестивалями (в том числе, премией «Золотой глобус», которую фильм имеет все шансы получить) «Нелюбовь» Звягинцева — это одна из тех редких ситуаций, когда ты головой понимаешь, что ничего нового и выдающегося в постановке, стилистике, сценарии и да всей концепции фильма, нет, но всё равно о нём думаешь и даже болеешь после него несколько дней.

Тут всё просто, «Нелюбовь» до предела правдивый фильм. В нём нет новизны потому, что в правде не бывает трендов. Она просто есть и всё, и она не старается быть для нас приятной. Режиссёр тоже не старается. Он не наворачивает излишней красоты, не пытается заставить нас что-то понять, переосмыслить. Он режиссёр-хирург, который вскрывает нарыв и выливает на камеру гной. Справедливо задать вопрос: зачем это делать? Вспомните, сколько раз сами выдавливали прыщи. Зачем вы это делали? Вот вам и ответ.

Подробнее о фильме

3 МЕСТО. «БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ 2049»

Хочется обмазаться стилем на весь 2018-й вперёд? С щедрой руки Дени Вильнёва такая возможность есть – достаточно с головой окунуться в мир «Бегущего по лезвию 2049», который так и раздаёт киберпанк, нуар, вейпорвейв и прочие модные тенденции уходящего года.

Фильм – экстаз для глаз, а каждый кадр можно ставить на рабочий стол и долго разглядывать детали. От него большего и не требовалось, а уж тем более ответа на вопрос, мечтают ли андроиды об электроовцах. Очевидно, что мечтают, как и репликанты – о настоящей жизни. Потому сюжет тут отходит на второй план, а хронометраж в два с половиной часа засасывает похлеще зыбучих песков, вязкой патокой окутывая зрителя и не давая ему пошевелиться.

Подробнее о фильме

2 МЕСТО. «ТОР: РАГНАРЁК»

До сеанса сидящий недалеко от автора юноша спросил у своего соседа, что такое рагнарёк. Сосед растолковал всё именно так, как следовало.

- Рагнарёк? Это п***** по-скандинавски.

Тайка Вайтити, видимо, тоже так подумал и снял самый чарующий и гомерический «п***** по-скандинавски», который только можно было придумать.

Переоценить постановщика Тайку Вайтити в принципе нельзя, ведь он безбожно крут во всём, к чему прикасается. Его абсурдизм, гротеск и ярая ненависть ко всему, что связано с пафосом, буквально вытащили серию «Тора» с третьих позиций среди всех историй о «Мстителях». Теперь это не просто слегка забавная история о скандинавских богах, рассказанная сквозь призму комиксов. Это гомерическая комедия, в которой всё, наконец-то так, как надо. Это именно именно те супергерои, те супершутки и тот суперрежиссёр, которых мы так давно хотели в Marvel и вот получили. Ура, товарищи! Браво, Тайка!

Подробнее о фильме

1 МЕСТО. «АРИТМИЯ»

«Аритмия» до невозможности простой фильм – этим и подкупает. Такие киноленты принято называть «социальными драмами», хвастаться за сердце и приговаривать: «Ох, а ведь и правда так!» И смотреть дальше. Причём, не совсем ясно, зачем: ведь в «Аритмии» и правда показана жизнь вокруг нас – только в концентрированном виде.

В этом кроется магия творения Бориса Хлебникова и других российских режиссёров, скажем так, схожего жанра. Наворачиваешь сполна всю несправедливость окружающей действительности, чувствуешь, как в душе щемит тоска, будто в старом треке «Многоточия», а потом медовым бальзамом проливается хэппи-энд – и ты снова веришь в людей. Или нет.

Подробнее о фильме

вверх