Вход

«Логан»: не супергерой, но человек

«Логан»: не супергерой, но человек

«Логан» – абсолютно не «марвеловское» кино. Оно – не о супергероях, а об обычных людях со своими слабостями и пороками. Даже Росомаха больше не Росомаха, а всего лишь Логан, предпочитающий, впрочем, чтобы его называли Джеймсом Хоулеттом. Это очень личный, глубокий, трагичный и в чём-то интимный фильм – совсем не то, чего ждёшь от завершения трилогии о главном мутанте «Икс». Оно и к лучшему.

Автор: Максим Полюдов

…Несмотря на это, он завёрнут в обёртку кровавого экшена. Фильм имеет нетипичный для кинокомиксов рейтинг R и категорически не рекомендуется к просмотру детям. Что, в принципе, становится ясно на первой минуте: отрубленные конечности и смачно проткнутые головы задают тон дальнейшему действу на экране. Немного забегая вперёд: здесь действительно много жестокости, насилия и смерти. Последняя вообще становится лейтмотивом всей истории, ведь герой давно устал жить и хочет лишь одного: чтобы всё это, наконец, закончилось.

Однако такой рейтинг не способствует потере аудитории по одной простой причине: «Логан» сочетает в себе драму, вестерн, роад-муви, триллер, боевик – и ещё чёрт знает какие жанры. Режиссёр Джеймс Мэнголд умело жонглирует ими, благодаря чему картине становится тесно в рамках супергеройского кино, и она шагает далеко за их пределы.

Пожалуй, главное в фильме – постепенно нарастающее ощущение чего-то неотвратимого, что обязательно случится в конце. Ощущение неминуемой гибели кого-то из героев (а, возможно, и всех) и, как следствие, крах всего. Именно на этом бэкграунде разворачиваются внутренние баталии Логана, которого когтистыми лапами тащит к себе прошлое и которого изрядно потрепала жизнь. Он работает водителем лимузина, чувствует хроническую усталость, заходится туберкулёзным кашлем, хромает, медленно регенерирует от ранений, много пьёт и больше не может читать без очков. В то же время он ухаживает за единственным живым мутантом «Икс» (помимо него самого) – профессором Ксавье, находящимся на грани старческого маразма.

Режиссёр показывает нам сверхлюдей без приставки «сверх» – беспомощных и немощных, доживающих свой век и мечтающих убежать подальше от человечества. Тут же заложен конфликт отцов и детей: профессора Ксавье с Логаном и Логана с Лорой – маленькой девочкой, которую ему нужно спасти, потому что у них слишком много общего. И хотя Логан неоднократно говорит о том, что он плохой человек, за адамантиевыми рёбрами всё ещё бьётся чуткое и отзывчивое сердце, способное на подвиги и самопожертвование, что, кажется, удивляет даже самого Росомаху.

Это взрослое кино, скальпелем вскрывающее фурункулы общества, где для того, чтобы перестать быть человеком, не обязательно становиться мутантом. Достаточно просто «разделять и властвовать», «доминировать и унижать». Этому и пытается противостоять главный герой – вечный изгой, который никак не может получить самое заветное в жизни – покой. И противостоять ему снова приходится практически в одиночку: все его друзья давно умерли, а новых привязанностей Логан не ищет – потому что они ранят сильнее, чем пули.

Ярко выраженного антагониста как такового здесь нет. Скорее, собирательный образ того самого общества, которое руководствуется старой как мир истиной: «Кто не с нами, тот под нами». Его олицетворением становится Пирс – бывший военный с механизированной рукой-протезом. Хотя зритель на интуитивном уровне понимает: случись что с Пирсом, его тут же заменит другой, и никто не заметит разницы.

Понятно, что в фильме есть и минусы: к примеру, вряд ли сюжет сильно удивит зрителя, хотя диалоги почти не провисают. Однако их не хочется замечать просто потому, что все два часа ты действительно сопереживаешь героям, рефлексируя и находясь в напряжении, – а это дорогого стоит! К тому же минусы отчасти нивелируются и шикарной актёрской игрой. Не зря Хью Джекман в одном из интервью сказал, что в пятиминутной сцене первой встречи Логана и Ксавье отношения персонажей показаны лучше, чем за все 17 лет «Людей Икс». Это и правда так. А ещё ты жалеешь их – не из жалости, а как старых друзей, с которыми очень скоро придётся попрощаться.

В самом начале я сказал, что здесь ничего не осталось от «Марвел». И лишнее подтверждение моим словам – отсутствие скрытой сцены после титров. Её нет. Логан ушёл навсегда, но мы будем помнить его, ведь это – конец целой эпохи.

Сходить на «Логана» в кинотеатрах Кемерова

вверх