«Легенда о Коловрате»: один в поле воин

«Легенда о Коловрате»: один в поле воин

Очередная и определённо не худшая попытка создать большое отечественное фэнтези, «Легенда о Коловрате» способна преподнести большой сюрприз истерзанному дрянным массовым российским кино зрителю. Нет, это не хороший фильм. Но, что удивительно, он и не совсем плохой.

Текст: Настя Роску
Фото: film.ru, kinonews.ru

13 век. Русь подвергается постоянным набегам Золотой Орды. В одном из рязанских домов неспокойным сном спит Евпатий Коловрат — десятник князя Юрия. Евпатию снится, как ребёнком он вместе с несколькими воинами попал в ловушку ордынцев, где получил серьёзное ранение. Травма дала необычные последствия: просыпаясь Евпатий не может отличить сон от реальности и забывает абсолютно всё, что с ним случилось за последние 13 лет. Проводником в историю служит Настя — жена Коловрата, которую он поначалу тоже вспомнить не может. Отличный ход для фильма и исключительно удобная опция для жизни — новизна отношений у этой пары не теряется с годами.

Чтобы не расписывать жизнь Евпатия до начала событий фильма и не плодить флэшбеки, создатели придумали Евпатию амнезию: Настя рассказывает ему кто он и что происходит, что автоматически узнаёт и зритель. А происходит, как и предполагалось, ничего хорошего. Хан Батый пришёл с войском и окружил Рязань. Князь решает отправить своего сына и отряд Евпатия к хану с дарами и легендой, что город сдаётся, тем временем попросив подмоги у соседних княжеств. В стане у хана и Евпатия случается малосодержательная беседа, итогом которой становится бойня. Отряд Евпатия в неполном составе убегает из огромного лагеря Батыя и идёт домой непрямой дорогой. Вернувшись в Рязань, герои обнаруживают что враги к тому моменту уже сожгли родную хату и убили все семьи. Тогда маленькая, но очень озлобленная горечью утраты дружина решает помешать планам хана.

Создатели фильма поступили исключительно грамотно, сразу заявив, что «Легенда о Коловрате» — это сказка. Только так можно откреститься от претензий в отсутствии достоверности, логики, последовательности и вообще всего, что отличает реальность от вымысла. Тем более, Евпатий Коловрат — герой сказаний. Существовал ли он на самом деле, не знает никто, что даёт полный карт бланш на выдумки. Надо признать, фильму это не только не повредило, но и помогло: зритель с самого начала понимает, что смотрит очень красивую, хоть и грустную сказку и не придирается к деталям.

Когда речь заходит о красоте визуала фильма, обычно хвалят оператора. «Легенда о Коловрате» — другой случай. С самых первых кадров создаётся ощущение, что фильм не просто нарисован, а вытянут фотошопом. Каждый скрин ленты может пополнить коллекцию какого-нибудь сайта с картинками для рабочего стола. В России бесподобно красивая природа, но таких красок в ней точно нет. Откровенно сказочную атмосферу поддерживает и вид Рязани, которая в 13 веке выглядит как расписной поднос. От прошлогоднего истошно грязного «Викинга» до нынешнего подчёркнуто красочного «Коловрата» — в российском массовом кино ничего в меру не бывает.

При общем сказочном впечатлении, «Легенда о Коловрате» местами даёт маху, включая в повествование сцены жестокости. Чтобы погрузить зрителями в мощную печаль по погибшим в Рязани людям, в фильм добавили сцены нереалистичных и не кровавых, но всё же страшных убийств и насилия. С точки зрения исторической достоверности, всё ровно: Золотая Орда приходила в города не с пряниками и творила действительно ужасные вещи, но уж если решили снимать сказку, то без этого всего можно было и обойтись.

Во всём остальном атмосфера относительно добротного фэнтези полностью сохранена: масштабные и эффектные батальные сцены, пафос, бесподобно красивые костюмы, высокие идеалы, героизм, самопожертвование, немного любви и совсем немного юмора. Даже откровенный бред смотрится в «Легенде о Коловрате» вполне нормально. Что-то вроде принципиально не нападающего на православных тренированного ручного медведя Потапыча (к слову, настолько ужасно нарисованного, что если бы вместо него из леса вышел Копатыч из Смешариков, было бы органичнее) или детей, отогревающих огромный околевший на морозе верёвочный узел одним своим дыханием, в фильме вполне удобоваримо благодаря специфике жанра.

Зачастую, видя популярных российских актёров в фэнтези, зритель испытывает нечто сродни испанскому стыду — уж слишком хорошо, хоть иногда и вынужденно мы знакомы с их творчеством, чтобы взять и абстрагироваться, например, от того, что печальную легенду о герое Коловрате за кадром рассказывает голос Лобанова. Но надо отдать должное, здесь все актёры великолепные и играют во всю свою силу. Конечно, разгуляться им негде — жанр предполагает некоторую плоскость персонажей. Хорошие, плохие, странные, обычные — четыре вида героев в фэнтези чаще всего не выходят из рамок заданных характеров. Конфликтов тут нет, глубины тем более, но мы помним, что речь идёт о сказке. Проще говоря, всё так, как и должно быть.

На фоне исключительно хороших рязанских парней и очень плохих парней из орды, самым ярким пятном в фильме становится вовсе не Коловрат — он, если честно, уж как-то слишком сильно отбит на голову для привлекательного героя. За неимением мощной положительной личности, на авансцену выходит личность отрицательная, а именно хан Батый в исполнении Александра Цоя. Батый здесь — наш ответ их капиталистическому Трандуилу: безупречно красивый, восседающий на горе подушек, передвигающийся парящими движениями как огромная хищная птица, одетый в шёлк с вышитыми драконами и увешенный разными цацками. Он тот самый вид злодея, чьего появления на экране зритель отчаянно ждёт в надежде разглядеть каждую деталь костюма, причёски и макияжа.

Если оценивать фильм по техническим характеристикам, «Легенда о Коловрате» — катастрофа. Ляпы столь откровенны, что их видно с первого раза. Пять мужиков тянут верёвку с литым колоколом, а она даже не натягивается; хан Батый смотрит на бой, который физически не может увидеть со своего местоположения — таких подарков любителям находить косяки монтажа и постановки, наверно, не делал ещё ни одни фильм. Но вот с точки зрения концентрации зрительского внимания «Легенда о Коловрате» не только оправдала надежды, но даже их превзошла.

Кинолайфхак: если не знаешь, понравился тебе фильм или нет, представь, что смотришь его дома. Выходить из кинозала посреди сеанса неудобно: темно, людям мешаешь, опять же попкорн не доел, а деньги уплочены. Дома фильм можно выключить на любом моменте. «Легенда о Коловрате» проверку прошла: её бы выключать не хотелось. Интерес держится до самых последних кадров, хотя интриги в этой истории в принципе быть не может никакой. С учётом обычного впечатления от подобных историй российского производства, после которых хочется плеваться или умереть, «Легенда о Коловрате» — чуть меньше, чем другие похожа на тупое зарабатывание денег на зрителе. Таких фильмов мало, но если сказ о герое Коловрате правдив, то один в поле — всё же воин и надежда на победу над маразмом в отечественном массовом кино всё ещё есть.

«Легенда о Коловрате» в кино

вверх