Вход

Кинополиция. Заявление № 88

Кинополиция. Заявление № 88

Кинополиция — особое подразделение в сфере внутренних дел. В этой полиции нет хороших и плохих копов, которые долго будут мучить людей вопросами. Есть только те, которые часами готовы говорить о кино. К журналисту «Афиша а42.ru» попали документы несостоявшегося дела от кинодетектива. Текст проливает свет на один японский триллер 1997 года.

Текст: Артем Багров
Фото: mail.ru, dexez.com

ЗАЯВЛЕНИЕ № 88
17 марта 2016 года

Детектив: Мне в руки попало ваше заявление. Довольно интересный случай, как по мне. Вы утверждаете, что у вас пропала... вера в жанр триллеров?

Потерпевший: Да. Если вы читали его, то знаете, что я уже больше года не могу найти хороший триллер для просмотра.

Д.: В последнее время в этом жанре затишье. Наши патрули активно прочесывают кинотеатры, но все впустую. Как насчет 90-ых? Не думали ли вы о просмотре азиатских картин?

П.: Азиаты? Я смотрел «Олдбой». Под конец мне стало дурно.

Д.: Вы не один такой, у нас в отделе имеется пара жалоб о компенсации морального вреда. Но я говорю не про Южную Корею, а про Японию. Вы знакомы с японским кинематографом?

П.: Я знаком с творчеством Акиры Куросавы. Великий режиссер.



Д.: Хм... очень хорошо. Тогда такой вопрос, слышали что-нибудь о Киеси Куросаве?

П.: Родственник?

Д.: Однофамилец. О Куросаве узнали в конце 90-ых благодаря картине «Исцеление». Это мрачный фильм, который по режиссуре напоминает работы Тарковского и Кубрика. Сюжет повествует о детективе и психиатре. Они расследуют череду странных убийств в Токио. У всех жертв на груди имеется рана в виде креста, но связи между убийствами нет никакой. До тех пор, пока в руки полиции не попадает странный молодой человек, который задает больше вопросов, чем дает ответов.

П.: Ритуальные убийства?



Д.: Заинтересовались? Первая половина весьма затянута, местами монотонность повествования вгоняет в некое подобие транса, будто зритель находится под гипнозом. Но ко второй половине фильма вы понимаете, что так и должно быть. Атмосфера в «Исцелении» настолько важна, что на ее создание Куросава тратит длинные, местами безжизненные планы. Архитектурно подбирает обветшалые, но все еще живые здания с облезлой краской и ржавыми трубами. Все это давит на зрителя, и гнетет его. Он наблюдает, как весь мир будто пропитан некой болезненностью. И социуму душно в этой среде.

П.: Атмосфера в триллерах важна.



Д.: Во многом режиссер заигрывает со зрителем. Сначала зрителю кажется, что он смотрит детектив. Потом оказывается, что это не детектив вовсе, а триллер, который местами дополнен элементами сюрреалистической драмы. Но в итоге зритель не получает ни триллера, ни детектива. Куросава оставляет вас наедине с душевной пустотой и непониманием происходящего. Возможно, в его видении, это и есть исцеление. Исцеление от привычного социального и повседневного. Этого и добивался молодой человек, который попал в руки токийской полиции. Именно на этом моменте в фильме отпала детективная составляющая. Режиссер не стал скрывать от зрителя правды, не стал держать интригу до конца. На 20-ой минуте фильма становится понятно, кто виновен в убийствах. Но мотивы в данном случае интересны куда больше, чем наличие установленной личности виновного. С первого просмотра вряд ли отложится в голове то, что хотел сказать Куросава. Останется лишь внутреннее состояние упадка. Но затем при «разжевывании», фильм легко понять. Его основные идеи: отказ от критериев морали и нравственности и преодоление человека внутри себя. И что самое важное, Куросава показывает, как основные социальные механизмы рассыпаются при встрече с чем-то совершенно иррациональным. Ведь все мы привыкли к обыденной картине мира, и нам трудно осознать, насколько она хрупка и иллюзорна.



П.: А что насчет актеров? Многие задумки режиссера рушатся из-за неубедительной игры.

Д.: «Исцеление» — это одна из немногих азиатских картин, которая в плане актерской игры понравится даже людям, привыкшим к европейским и голливудским фильмам. Никакого переигрывания и излишней азиатской экспрессивности. Любое выражение эмоций уместно и соответствует духу фильма.

П.: Что ж, детектив, удивительно, как вы докопались до сути при помощи лишь слов. И даже не стали заводить дело.

Д.: Погони и суровые допросы подозреваемых только в боевиках. Мы же просто рассказываем о кино. Иногда, чтобы докопаться до истины, достаточно всего-то поговорить с потерпевшим. Обращайтесь! И помните, что кинополиция всегда стоит на страже ваших интересов.

Следующий показ в CinemaShelter

вверх