Вход

«Движение вверх»: чудо трёх секунд

«Движение вверх»: чудо трёх секунд

В конце декабря постоянно где-то промелькает фраза о том, что под Новый год особенно сильно хочется верить в чудеса. Сама формулировка настраивает на то, что их, вероятнее всего, не будет, но верить надо.

В 1972 году на Олимпиаде в Мюнхене сборная СССР по баскетболу победила несокрушимую команду США. Через 45 лет под Новый год в российский прокат вышел фильм «Движение вверх» о чуде, в которое не нужно верить: оно было и его видел весь мир.

Текст: Настя Роску
Фото: filmpro.ru

Мы не проспойлерим ничего, даже если перескажем весь фильм, ведь эту историю в нашей стране знают практически все. Сборная СССР — сильная команда, но американцам в баскетболе равных нет. Так было всегда. Как остроумно отмечает один из персонажей, нам выиграть у американцев в баскетбол равносильно сборной Мозамбика обыграть нас в хоккей. Проблем в ситуацию, в которой даже сами спортсмены не верят, что смогут победить, добавляет трагедия: террористы палестинской организации «Чёрный сентябрь» проникли в олимпийскую деревню, захватили заложников из делегации Израиля, а потом открыли огонь и убили 11 человек. Это была первая кровь, когда либо пролитая на Олимпийских играх. В условиях общего ужаса и хаоса люди обычно делятся на два типа: тех, кто паникует, и тех, чья психика мобилизуется. История показала, что спортсмены сборной СССР по баскетболу 1972 года были из второго типа.

«Движение вверх» — пример классической спортивной драмы, которые практически всегда ужасно похожи, но при этом пробивают на эмоцию, сколько их ни смотри. Талантливые спортсмены, суровый тренер, противостояние ценностей и интересов, боль, труд, стремление, победа: всё по привычной выкройке, которая не устаревает. Именно поэтому успех фильма о спорте зависит от деталей, которые в «Движении вверх» удачны с переменным успехом.

Сначала о хорошем. Мотивация главного героя — тренера сборной Владимира Гаранжина (в жизни Кондрашин) — прописана очень грамотно. Он не хочет победы ради победы, или чести страны или других абстрактных понятий. У него вполне реальная оправданная цель — сделать сыну в инвалидной коляске операцию за границей. СССР, 1972 год: чтобы в таких условиях спокойно выезжать за пределы страны нужны деньги и статус национального героя. Именно за ними Гаранжин едет на Олимпиаду, и понять его очень легко.

Ещё один радостный нюанс: портрет противника. Нередко в подобных фильмах создатели игнорируют «вражескую» сторону, представляя её безликой машиной, которую бравые советские спортсмены должны победить. В «Движении вверх» американцы обладают чертами характера, превращаются из какой-то призрачной угрозы во вполне реальных людей, что очень важно: зритель понимает, против кого играют герои, противостояние видится натуралистичным. При этом фильму филигранно удалось избежать дешёвого посыла: мы молодцы, мы их, простите, уделали. Лекарство, которое ставит на ноги советского игрока посоветовали американцы, линзы, благодаря которым баскетболист со зрением -4 укладывает мячи в корзину, опять же куплены в Америке. Это не уменьшает заслуг спортсменов, это верно расставляет акценты: спорт — не война, и концентрироваться на ней в таких историях не стоит.

Были детали и менее удачные, как откровенно слитый момент триумфа, того самого броска, при котором зритель должен с восторгом выдыхать заветное «ах!». Попытка сделать всё эффектно, заморозив действие, не вызвала восторга, а только насмешила. Даже в продолжении «Иронии судьбы» этот приём осуществили лучше. Ещё один ход — показывать счёт матча на экране так, словно зритель смотрит не художественный фильм, а саму игру. Инициатива хорошая, но на деле всё это выглядело как школьная стенгазета. И, конечно, полное равнодушие героев к событиям, произошедшим в олимпийской деревне подбавило неприятных впечатлений. Теракт прошёл как бы мимо подданных СССР, им словно не до того. Хронометраж «Движения вверх» больше двух часов. Без одной сцены с тренировкой ничего бы не изменилось, а вот момент душевного единства и переживания общего горя добавил бы в историю эмоциональной окраски.

Не то, чтобы очень часто, но в истории человечества можно найти события, которые ложатся на кинематографическую плёнку как влитые. Всё потому, что они, произошедшие в реальности, на реальность совсем не похожи. Немецкий промышленник, который вывозит евреев из гетто во времена Второй мировой войны, собака, которая ждёт погибшего хозяина на вокзале всю свою жизнь, спортсмены, которые делают решающий бросок за последние три секунды игры — эти истории выглядят как кино даже в жизни. Должно быть, именно поэтому рассказать их плохо просто невозможно.

«Движение вверх» — прекрасный фильм, пусть в нём и есть недочёты. В его основе лежит удивительное событие, заставляющее людей, которые родились через двадцать лет после игры, гордится страной, которой давно нет на карте. Иногда чудеса происходят не по воле высших сил, а титаническими усилиями людей, что делает их в сотни раз ценнее. И не только под Новый год.

вверх