Вход

Десятый короткометражный: итоги кинофестиваля «Видение»

Десятый короткометражный: итоги кинофестиваля «Видение»

В Кемерове в десятый раз подвели итоги Международного фестиваля короткометражного кино и анимации «Видение», который проходил с 24 по 30 сентября сразу на нескольких городских площадках. О том, как прошёл фестиваль, кто занял победные места и какие картины кемеровчане увидели раньше соотечественников на несколько лет, в материале «АФИША A42.RU».

Текст: Татьяна Цветкова
Фото: Максим Киселёв

Сейчас уже сложно представить, что в программе самого первого «Видения» в 2007 году было всего 10 работ – и то преимущественно местных режиссёров. В 2015 году на участие в фестивале подана 491 заявка, а юбилейный 2016-й и вовсе побил все рекорды – 1657 фильмов из 38 стран Европы, Азии, Латинской Америки и Африки.

Главная сложность фестиваля, по словам его директора, режиссёра Юлии Волковой, сегодня не в том, чтобы найти талантливых участников, а в том, чтобы выбрать фильмы для конкурсной программы – уровень присылаемых работ растёт с каждым годом. Именно поэтому наряду с основной программой, которая обычно занимает четыре фестивальных дня, «Видение» включает в себя целый ряд тематических внеконкурсных. В этом году кроме ставшего традиционным «ПредВидения» — подборки лучших фильмов, не попавших в основную программу фестиваля, кемеровские зрители проверили знание иностранных языков в Videnie: untranslated, оценили сложность отношений мужчины и женщины в блоке «Он и Она», удивились творческой смелости режиссёров, благодаря «Трешу и угару любительского кинематографа» и посмотрели исключительную подборку фильмов, снятых женщинами — «Матриархат «Видения». В общей сложности за время фестиваля кемеровчане увидели 82 работы режиссёров из России, Испании, Франции, Словакии, Ирана, ОАЭ, Чехии, Колумбии, Филиппин и ряда других стран.

К слову, о некоторых фильмах до последнего момента не знали и сами организаторы – например, гость «Видения», московский режиссёр Алексей Нужный, привёз несколько своих работ, которые показал на мастер-классе 29 сентября. Примечательно, что одну из них – сериал «Конная полиция» – российские зрители увидят только в начале 2018 года. А кемеровские зрители уже посмотрели пилотную серию. Сериал, снятый в повествовательной манере британца Эдгара Райта («Типа крутые легавые», «Скотт Пилигрим против всех»), стал своеобразной альтернативой популярной сейчас «Ольге», одним из режиссёров которой также является Алексей Нужный. Главный герой в исполнении Артура Смольянинова – нечистый на руку полицейский, покрывающий деятельность нелегальных казино, – в качестве наказания за ДТП попадает на работу в конную полицию. И делает неожиданное для циника открытие: оказывается, есть люди, которые не просто любят своё дело, но и верят в закон.

Несмотря на эксперимент с широкой зрительской аудиторией – сериалы и полнометражные фильмы — авторское кино Алексей Нужный не оставляет. В прошлом году его короткометражка «Петух» – история продавщицы, решившей, что душа её умершего жениха вселилась в птицу – стала лучшим игровым фильмом фестиваля «Видение». А несколькими годами ранее режиссёр успел поработать с самим Кевином Спейси, став одним из победителей проекта для молодых кинематографистов Jameson First Shot и сняв известного артиста в роли русского писателя Евгения Петрова в своей короткометражке «Конверт». Именно о том, как снимать кино, которое «попадает» в зрителя, Алексей и рассказал на мастер-классе в Кемерове. И долго не мог уйти со сцены из-за большого количества непрекращающихся вопросов.

«За это я и люблю новые места и новые фестивали, — признается он. – Ведь здесь ты знакомишься с людьми, для которых и делаешь кино».

Ещё одним сюрпризом для зрителей фестиваля «Видение» стала российская премьера фильма «Мама» со Светланой Ходченковой в главной роли. Картина о сложном выборе молодой женщины, вынужденной отдать дочь на воспитание собственным родителям, только начинает свою фестивальную историю, поэтому в широком прокате появится нескоро. Кемеровские же зрители, благодаря фестивалю «Видение», посмотрели её первыми. Правда, во внеконкурсной программе.

Победителей основного конкурса жюри выбирало в четырёх основных категориях: игровое и неигровое кино, анимация и музыкальное видео. Отдельно уже сами зрители решали, кому достанется приз зрительских симпатий и победа во внеконкурсном «ПредВидении». В этом году зрители не смогли выбрать одного режиссёра – равное количество голосов получили два фильма: чёрная комедия Ивана Карасёва «Ты, я и труп между нами» (Москва) и лирическая анимация Александры Аверьяновой «В стороне» (Санкт-Петербург). В «ПредВидении» победу одержала саркастическая работа о вреде картошки «Клубни зла» Павла Федоровского (Лесной, Свердловская область).

Лучшей неигровой работой стал фильм-наблюдение Олеси Епишиной «Сама дура» (Пермь) — история виртуальных отношений юной девушки с несуществующим московским спортсменом. Лучшим региональным фильмом признана анимационная лента Александра Слепчука «Про носуху» (Екатеринбург). Приз за лучшую иностранную работу отправится в Испанию (Hostel Eden, режиссёр Гонзага Мансо), за лучшее музыкальное видео — во Францию (Parisian spirit spiral spring, режиссёр Саша Вучинич), а за лучшую анимационную работу — в Словакию (Cowboyland, режиссёр Давид Штумпф). Ироническая комедия «Работа мечты» – о том, куда порой приводят планы покорить Москву – принесла её режиссёру, москвичке Светлане Сигалаевой, победу в номинации «Лучший игровой фильм». Главный приз в этом году отправился в Санкт-Петербург к молодому режиссёру Александре Аверьяновой. Трогательна анимационная лента в духе «Безымянной звезды» Михаила Козакова – о забытой железнодорожной станции, на которой никогда не останавливаются поезда – не оставила равнодушными ни жюри, ни зрителей. Второй наградой, которую получила Александра, стал традиционный для фестиваля приз зрительских симпатий.

«Мультфильм «В стороне», получивший в итоге гран-при, несомненно запал в душу. Очень трогательная, мастерски сделанная работа, – резюмирует один из зрителей фестиваля, кемеровский режиссёр Михаил Бондаренко. — С другой стороны, если главную награду забирает анимация, значит, в игровом кино либо не было ничего достойного, либо было несколько работ одного уровня. Я склоняюсь ко второй версии, потому что каждый конкурсный день приходилось выбирать в бланке зрительского голосования из трёх-четырёх работ. «Ты, я и труп между нами» порадовал не столько сюжетом, сколько актёрской игрой. Так непосредственно и с чёрным юмором лицедеи передали страшную ситуацию. «Сама дура», вызвавшая, насколько известно, много споров среди жюри, тоже навела на размышления. А чисто ли это документальное кино или всё же реконструкция событий, возникал вопрос. В любом случае работа довольно интересна и выбивалась среди неигровой программы. Порадовали фильмы, которые показывают киноиндустрию изнутри — «Работа мечты» и «Всё в ящик». Филиппинский «Пипо» задел не только азиатским колоритом, но и душещипательной историей. И отдельное спасибо организаторам за настоящий фильм ужасов из Испании».

вверх