Ах, какая чудо-женщина

Ах, какая чудо-женщина

Фильм о супергероине ждали очень давно. Двенадцать лет назад вышла совершенно провальная «Электра», и с тех пор, казалось, от этой идеи отступились. Ведь гораздо проще снимать кино про Бэтмена, Человека-паука или Росомаху. Проще не потому, что это – сплошь мужские персонажи, а потому, что за десятки лет они проработаны гораздо глубже. И, в свою очередь, глубже они проработаны не потому, что мужики, а потому что большинство из них задумывались как органичные обитатели вымышленных вселенных, а не как икона чего-либо. В данном случае – икона феминизма. С длинными ногами, идеальной фигурой, большими глазами и шикарными волосами – словом, со всеми атрибутами, по которым женщин в современном обществе оценивать нельзя от слова «совсем».

Текст: Максим Полюдов

Несколько тысячелетий назад, когда миром правили греческие боги, всё было хорошо и прекрасно. И создал тогда Зевс людей по своему образу и подобию – честных и страстных. Но его сыну, богу войны Аресу, это не понравилось, и поселил он в сердца людей злобу, алчность, ревность и другие не самые хорошие качества. Люди, конечно, тут же развязали бесконечные войны, а Арес убил всех богов, кроме Зевса, который и отвесил ему отцовского леща, после чего благополучно скончался. Однако перед этим он создал остров Фемискира, который заселил благороднейшими воительницами-амазонками, и скрыл от взгляда своего сына.

Спустя долгое время рядом с островом терпит крушение самолёт с британским разведчиком, который пытался доставить важнейшие данные. Его спасает принцесса амазонок Диана, а лётчик рассказывает ей, что в мире вот уже четыре года идёт кровопролитная война, которая унесла двадцать пять миллионов жизней. Диана смекает, что это дело рук Ареса, берёт меч, способный его поразить, и отправляется в Европу – искать заклятого врага.

Для «Чудо-женщины» всегда было и будет удобное время. В 1941 году, когда только создали её персонажа, женщины не так давно получили право голоса на американских выборах. Спустя два десятилетия им понадобился символ, наглядно демонстрирующий их равноправие, а нередко и превосходство над мужчинами, – как следствие, нарисовалась «Вандервумен».

Сейчас, в 2017 году, феминизм стал новым чёрным, сменив расизм на нелёгком поле брани. Потому выход фильма о супергероине – это не долгожданная экранизация фемикомикса, а во многом дань моде. Лишнее подтверждение этому – режиссёр Пэтти Дженкинс, в послужном списке которой нет ровным счётом ничего. С другой стороны, сними «Чудо-женщину» мужчина, то вряд ли бы это кто-то оценил, а лишние обвинения в шовинизме не нужны никому.

Тема феминизма затронута в тексте неслучайно. Эмансипация и положение женщин в обществе на протяжении кинокартины обыгрывается бесконечное множество раз. Начиная от совсем банального противопоставления – населённый одними амазонками остров Фемискира, который похож на райский сад, и весь остальной мир, полный злости, боли и страданий, где у руля стоят правители мужского пола, – и заканчивая фразами о том, что мужчины, кроме репродуктивной функции, больше ни зачем и не нужны.

Есть и обязательная сцена, где генералы, советники и прочие важные люди решают вопрос о перемирии, не могут прийти к выводу долгие месяцы, но врывается Диана и разруливает вопрос за пару секунд. Но к ней, конечно же, относятся с изрядным скепсисом – ведь у неё нет пениса, что она вообще о войне знать может?! Кстати, этим же грешны последние «Пираты»: там тоже имеется главная героиня, которую никто не воспринимает всерьёз по этой же причине, хотя она – учёный. В общем, маячок фильмов 2017 года обозначен и ясен.

Однако, если рассматривать кино отдельно от вопроса феминизма, хорошего в нём всё равно мало. В самом начале я упомянул глубину проработки персонажа – так вот, её тут нет. Диана – настолько дистиллированная, выхолощенная и правильная, что аж зубы сводит. Эдакая идеальная невестка для внука в глазах любой бабушки.

В отличие от других супергероев, она лишена всех недостатков, пороков и страстей, присущих каждому человеку, – пусть даже со сверхспособностями. В ней нет противоречий, а оттого она скучна. Даже комичные ситуации, в которые она непременно попадает по своей наивности, выглядят скорее раздражающими, а не забавными.

Возможно, Чудо-женщину оттенил бы антагонист, но он здесь отсутствует как таковой. Есть абстрактный враг – Арес, – влияние которого мы наглядно видим, но появляется он лишь в завершающей экшен-сцене на десять минут. При этом его пафосные речи не впечатляют, а внешний вид в некоторых моментах вызывает усмешку.

Какое-то подобие потенциальных главных злодеев проглядывает и в двух других персонажах – немецком генерале Эрихе Людендорфе и докторе Мару. Последняя вполне сошла бы за злого двойника Дианы, но, увы, экранного времени ей не досталось, а история осталась тайной. То же самое и с союзниками Вандервумен: своеобразные «Бесславные ублюдки» на минималках, имеющие большой потенциал для раскрытия, которым Пэтти Дженкинс просто не воспользовалась.

На выходе получается, что все два часа мы смотрим только на Чудо-женщину и ни на кого больше. Это утомляет – пускай даже её играет фотомодель Галь Гадот.

В целом, несмотря на минусы и явную пропаганду идей одного популярного движения в его не самом лучшем проявлении, этот фильм на голову выше того, что делает DC Comics в последнее время. После сомнительного «Бэтмена против Супермена» или неоднозначного «Отряда самоубийц» хотелось промыть глаза мирамистином, здесь же 140 минут проходят относительно безболезненно. Затянутая и нелогичная завязка компенсируется неплохими экшен-сценами, а когда действие наконец переходит в окопы, становится интереснее.

И всё равно, что Диане побоку законы физики, когда она идёт по полю боя, отбивая доспехами пулемётные очереди, а щитом – немецкие снаряды, на то она и Чудо-женщина. Только солдаты с восхищением и благоговением смотрят ей вслед и думают: «Ах, какая женщина, мне б такую». Впрочем, мне такую не надо – хватило и пары часов.

Сходить на «Чудо-женщину» в кинотеатрах Кемерова

вверх