Вход

30 лучших фильмов 2016 года по версии Алексея Левина

30 лучших фильмов 2016 года по версии Алексея Левина

31 декабря вдруг ощущаешь невыносимую кинопечаль — потому что год закончился, а ты ещё столько всего не посмотрел. Какие-то картины увидеть не было физической возможности — в российский прокат они просто не попали или, что ещё обиднее, их не взяли местные прокатчики. Какие-то отличные ленты я пропустил, потому что посмотреть их не хватило времени и желания.

Составляя список лучших картин за 2016 год, я, конечно держу в голове фаворитов различных премий — «Ла-ла-лэнд», «Тони Эрдманн», «Лунный свет» и те фильмы, что были на слуху у киноманов, благодаря победам на фестивалях: например, «Женщина, которая ушла», филиппинского кудесника Лав Диаса. Огромная доля замечательных картин до нас будет доходить ещё долгое время. Но на 00:00 1 января мой хит-парад самых любимых и ярких фильмов, только что завершившегося года выглядит именно так.

Текст: Алексей Левин



КАК ОПРЕДЕЛЯЛИ ГОД ВЫХОДА ФИЛЬМА


Многие придерживаются простого правила: в каком году картина появилась на свет — будь то премьера на фестивале, в кинотеатре или онлайн — значит, этим годом она и будет датироваться. Мои условия распределения картин по годам:

  • фильмы должны появиться в интернете в год составления хит-парада, причём это не касается обнаружения ленты с русским переводом;
  • картины в этом году стартовали в прокате США — спорный критерий, но американская киноиндустрия — самая развитая в мире, поэтому премьера в кинотеатрах США — это главный и основной шаг фильма к зрителю во всём остальном мире.


30. «ЗВЕРОПОЛИС»

Очередной пример того, как с малых лет, ребёнок получает какие-то базовые нравственные и социальные ориентиры в виде развлечения. Прямо-таки голливудская АБВГДейка. Причём фильм не так прост, как многие его восприняли, обвинив в слишком выраженной «детскости» — взрослые как известно сегодня любят смотреть мультики гораздо больше своих детей. Начавшись, как незатейливая и умильная история о том, что стоит добиваться исполнения желаний вопреки всему и «терпение и труд всё перетрут», в середине картина вдруг резко сворачивает как по тональности — превращаясь из комедии в триллер, так и по посылу, затрагивая практически теорию расового неравенства и вопросы якобы «генетической» неполноценности. Вот так ребёнок с малых лет, следя за забавными персонажами и вовлекаясь в яркие приключения, получает некую систему ценностей, на которой держится цивилизованный мир.

29. «ЗДРАВСТВУЙТЕ, МЕНЯ ЗОВУТ ДОРИС»


Если бы фильм не попал в список лучших независимых картин года, я вряд ли обратил бы внимание на какую-то уж чересчур вычурную комедию о пожилой даме, влюбившейся после смерти матери в молодого начальника. Она решает с помощью интернета, собственных женских чар, дряблости худых рук и огромных нелепых роговых очков его окрутить. Уже на уровне синопсиса готовишься к тому, что героиня, та самая, которая из «старых кошатниц», будет вызывать смесь жалости, презрения и стыда — что поначалу и происходит, всё-таки ситуация выглядит чрезмерно, гиперболизировано нелепой — но авторы с течением времени умудряются сделать невозможное — за ворохом синтипопа, ночных клубов, смешных бантов на голове, ты вдруг начинаешь следить за сюжетом без предубеждения и ощущения неловкости. Ты всё ещё понимаешь, что главная героиня поступает глупо, а порой и некрасиво, но не сочувствуешь ей, а поддерживаешь и поощряешь.

28. «ЛЮДИ ИКС: АПОКАЛИПСИС»


Фанаты комиксов в бешенстве залили очередную серию потоками презрения и желчи, журнал Time назвал её худшей картиной года. Но я считаю, что это одна из немногих франшиз, которые на протяжение длительного времени не становятся жалким подобием былого величия. Заслуга в этом, конечно, Сингера, который мир с мутантами, суперфриками и мировыми апокалипсисами насыщает аллюзиями на наше с вами существование, и выходит у него каждый раз это довольно убедительно. Для меня в новой части всё хорошо — герои вызывают эмоции, переживание дополняется юмором и впечатляющими спецэффектами. Так что разбег наслаждения как у меломана от седьмой симфонии Бетховена до Sweet Dreams, жанры совершенно разные — но удовольствие и то и другое принесёт несомненно.

27. «ОХОТА НА ДИКАРЕЙ»

Идеальный фильм для семейного просмотра, в котором юмор удачно сочетается с сентиментальностью, а эксцентричность и абсурдность легко вписываются в неназидательный, но довольно явный нравственный рассказ о том, что самое главное в жизни — это семья. И счастлив тот человек, кто станет небезразличен и нужен.

Трудный подросток, поражающий не только крупным весом, но и несносным поведением, оказывается в приёмной семье в какой-то австралийской глуши. Дальше будет смерть, собака Тупак и многомесячные скитания по дикому лесу с постаревшим Сэмом Нилом. Дикого гогота вся эта кутерьма из вас не выжмет, но отличное настроение, добрый смех, а может даже искренние слезы гарантированы.

26. «Я, ДЭНИЭЛ БЛЕЙК»



В одной из статей кто-то пошутил насчёт того, почему Джордж Миллер вручил главный приз последнего Каннского фестиваля этой простовато-плакатной агитке известного английского социалиста. Смахивая скупую мужскую слезу рукой с дорогущим «Роллексом» Миллер не мог не вручить «Пальму» не самому лучшему, но безусловно очень профессиональному фильму о противостоянии простого человека и государственной системы. И доля правды здесь есть.

И у меня слеза набегала, и переживания за персонажей были, и возмущение вкупе с негодованием присутствовали, так что сколько там не говори о прямо-таки со всей силой бьющем посыле в зрительский лоб, свою функцию картина выполняет на все 100%, причём для россиян она обладает ещё и успокаивающим психотерапевтическим действием — посмотрев, с чем сталкиваются во всяких госучреждениях бедные англичане, родные собесы и ЖЭКи нам верхом гостеприимства покажутся.

25. «ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ»


Никакого переворота этот фильм в жанре вестерна не делает, но безусловно внимания заслуживает. Не только из-за постаревшего Джеффа Бриджесса, легко перешедшего к героям пенсионного возраста, на удивление аутентичного Криса Пайна, умеющего не только пленять девичьи сердца в героических блокбастерах, и особенно сильно раздавшегося в размерах Бена Фостера, который как играл героев без царя в голове, так их и играет. Атмосфера Техаса в пронзительной музыке Ника Кейва, в дорогах, умирающих городах и каменистых утёсах — разряженный воздух и запах всеобщего упадка просто чувствуешь и ощущаешь. Надо отдать должное режиссёру Дэвиду МакКензи («Молодой Адам», «От звонка до звонка») — простым, и по тысячу фильмам знакомым сюжетом он увлекает зрителя, благодаря не только великолепно воссозданной атмосфере, но и чётко прописанной, не провисающей ни на секунду истории и драматургическим образам, которые эмоционально цепляют.

24. «ПОЛНЫЙ РАСКОЛБАС»

Наконец-то дурашливые и скабрезные творения Сета Рогена и компании обрели идеально адекватную им кинематографическую форму. Все эти «Концы света» и «Интервью» своих поклонников находили, но большой популярностью пользоваться просто не могли — из-за слишком карикатурной и гиперболической подачи — когда реальные живые актёры не воспринимались всерьёз ни на йоту.. В «Расколбасе» всё нарисовано — то есть присутствует изначально определённая форма условности, которая помогает легче интегрироваться в создаваемый мир и разворачиваемые события. И самое главное, вот что удивительно, за этой формой, вдруг вся история, персонажи начинают выглядеть не только безумно смешными, увлекательными, но и по-настоящему «живыми». Я уже не говорю о том, что за фривольностью, гэгами, хохоточками и пошлыми шуточками авторам удаётся выстроить со зрителем разговор на довольно серьёзные и важные темы — от идеологической пропаганды до национального вопроса. Конечно, всё это бесстыдное, но в то же время впечатляющее и умное нахальство.

23. «ДУЭЛЯНТ»

Некогда артхаусный режиссёр Мизгирёв в своём первом блокбастере очень сильно упрощает взаимоотношения между персонажами, и сюжетный конфликт идёт по пути плакатности и примитивизма, не чураясь даже банальных и схематичных поворотов, диалогов, героев — и дождь тут идёт постоянно, навевая трагические предчувствия, и главный персонаж весь фильм хлещет спиртное аки его потомок из «Левиафана», с судьбой которого у него оказывается довольно много схожего. Но неимоверный вкус и интеллект режиссёра заставляет эмоционально работать даже самые заезжие и примитивные ходы, вызывая ответную зрительскую реакцию и при этом удерживая довольно высокий кинематографический уровень. При этом самое главное и важное — Мизгирёв не изменил себе. Он вновь говорит о том, о чём говорил и в своих авторских лентах — молоденький парнишка из провинции («Кремень») становясь «ментом» в Москве пытался понять, что такое честь, за сколько она продается, ради чего можно потерять и можно ли вернуть достоинство. Те же вопросы в общем-то двигали и затюканную библиотекаршу из «Бубна-барабана» и капитана, сопровождавшего арестованного дезертира в «Конвое». О том же самом идёт речь и в «Дуэлянте».

22. «ВОДОЛЕЙ»


В этом фильме не важна даже вроде бы основная сюжетная линия о противоборстве стойкой женщины в возрасте ушлым работникам строительной компании, всеми силами, старающимися выселить её из пустующего дома. Американские киношники сварганили бы из этого душераздирающий триллер с угрозами, шантажом и попытками убийства. В «Водолее» улыбчивые бразильские бизнесмены из картины на фоне того, что можно было бы сделать с гордой бабулькой, додумавшиеся только подбросить в здание термитов и наложить на лестницы кучи фекалий, выглядят просто-таки очаровательными шалопаями. Эта лента важна другим и обладает удивительным свойством — после просмотра возникает стойкое ощущение, что ты точно какое-то время жил в стране, в которой ни разу не бывал. Парочка, занимающаяся сексом в парке; наркоторговец на велосипеде, продающий обеспеченным жителям травку; жиголо, удовлетворяющий желания пожилых дам; пляжи; бедные кварталы за канализационным стоком; вечеринки; танцплощадки; маленькие мальчишки, которые, ещё не научившись говорить ни одного слова, уже гоняют мяч по квартире. И музыка, музыка, музыка! Насыщенная деталями, наблюдениями, колоритными персонажами, лента убеждает, что бразильский городок Ресифи, в котором ты громко кричал «ха-ха-ха», полёживая головой на пузе у какого-то местного жителя, рассматривал фотографии в семейных альбомах и слушал пластинки местных исполнителей, несомненно то место, куда обязательно нужно будет вернуться.

21. «ГРИМЁРНАЯ»


Со времени своего последнего фильма «Катастрофа» Джереми Солнье нарастил мускулы, отрастил клыки и спустил своё очередной творение с цепи как бойцовского пса, избавившись от того, что ему так мешало в предыдущей работе — никакой расхлябанности, никакой постмодернистской иронии, ни капли заигрывания с жанрами — «Гримёрная» чётко выдрессированный триллер, который со всего маху вцепляется зрителю в горло и не отпускает его до самого финала. В итоге зритель брыкается, размахивает беспорядочно руками в самые напряжённые моменты, непроизвольно матерится от волнения и даже порой вскакивает, но вырваться из мира андеграундных клубов, антифашистских «общественных» организаций, реального, а не выдуманного зла — здесь вам не холмы с глазами и не каннибалы-деграданты — у него нет никакой возможности. Атмосферу картины ощущаешь почти физически — запах сигарет и потных тел около сцены, к которому примешиваются запах страха, надежды, могущества, уверенности и отчаяния. К картине можно предъявить пару-тройку претензий, но на месте режиссёра с чувством выполненного долга, я бы на все упрёки ответил: «Скажи это кому-нибудь, кому есть дело».

20. «ДРУГИЕ ЛЮДИ»

Умирающая мать, трудные отношения с отцом, главный персонаж-гей, потеря работы, разрыв отношений. Поначалу предубеждение к происходящему из-за такой вычурно-артхаусной начинки возникает, но сила современного независимого американского кино в том, что благодаря каким-то мазкам, мгновениям, правильно подобранным словам, действиям, жестам, взглядам, узнаваемым отношениям, оно пробивает любое недоверие и скепсис. Одна из главных удач картины — актёр Джесси Племонс. Таких обычно центральными персонажами не делают, их участь быть на вторых ролях, в тени красавчиков или полных лузеров — Джесси создаёт образ, который будто ощущаешь в соседней комнате, человека, хорошо тебе знакомого — вот он неловко себя чувствует в компании чужих ему людей, с которыми, как он считает, у него нет ничего общего, но с которыми в силу воспитанности и складывающейся жизненной ситуации ему общаться необходимо. Тут он смущается от экспрессивности подростка-травести, здесь убедительно блюёт в унитаз или пытается узнать у своего парня, не означает ли выбритая задница наличие у того секса на стороне — и ты с ним задумываешься над этим же. Что касается основной темы — сын приезжает в некогда покинутый родной дом, чтобы поддержать умирающую от рака мать — ни тени фальши, переигрывания с этой темой не ощущаешь — и понимаешь после просмотра, что очень важно, если у тебя окажется «твоя берёза», когда любимый человек уйдёт из жизни, и ты будешь искать его присутствие вокруг себя и мечтать о скамейке и открытии какой-то истины, даже если этого так и не случится.

19. «ТАЛЛУЛА»

Пример отличного американского инди-кино, которое в лучших своих проявлениях умудряется при любом, даже самом нелепом и малоправдоподобном сюжете (тут вам и похищение ребёнка, и женщина, страдающая от того, что её муж ушёл к любовнику, и полёты не во сне, а наяву) так вовлекать зрителя в представленный мир, настолько раскрывать персонажей, что погружаешься во всё это с головой и абсолютно реально воспринимаешь окружающее, как будто реальность. Бонусом отлично прописанные, без грамма фальши диалоги, великолепная игра актёров с сотней нюансов, психологических и физиологических, которые они отображают при создании образа. При динамично развивающемся сюжете — умение успеть сказать с десяток важных слов о равноправии, о браке, о самодостаточности, об ответственности и — вероятно всё это и работает вместе.

18. «ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЦЕЗАРЬ!»

Мною фильм ожидался как сатирический памфлет и как вариант развенчивания мифов и тайн. Коэны прошлись по всем возможным штампам и укоренившимся представлениям о мире кинематографа и его обитателях. Тут и съёмки исторических колоссов с туповатой звездой в главной роли, работа над изысканным арт-кино. Режиссёр который обязательно гей, и любимые невзыскательной публикой мюзиклы и вестерны, в которых то и дело возникают проблемы с беременными актрисами, гуляющими направо и налево. Каждый штрижок, эпизодик, появляющийся персонаж дополняет паззл под названием «Важнейшее из искусств». А самое веселье начинается, когда вдруг рассказываемая история превращается в очередной голливудский фильм, снимаемый каким-нибудь режиссёром-гением, с бравым и бесстрашным героем и подводной лодкой, всплывающей под звуки советской патриотической песни. Но на самом деле новая лента братьев-шутников не искрится саркастической злобой и не напоминает ехидную издёвку. Да, в ней есть ирония, усмешка, но всё это сдобрено и приправлено огромной любовью к тому самому мифу, который они вроде бы собирались развенчивать.

17. «СЛАВНЫЕ ПАРНИ»

Безалаберный и безответственный частный детектив, потерявший жену, воспитывающий дочку, часто прикладывающийся к дешёвому, но высокоградусному пойлу волею несчастного случая знакомится с твердолобым и не знающим сантиментов, но уважающим честь и правила рукопереломщиком. Вдвоём они начнут распутывать странное дело о пропаже дочки высокопоставленной мадам, а вокруг будут порнозвёзды врезаться на машинах в особняки, сгорать дома, и множиться трупы в арифметической прогрессии. Всё это подано вроде бы с неприкрытым цинизмом и грязным юмором, но на самом деле пронизано трогающей душу и сердце сентиментальностью и какой-то чрезвычайно заботливой проникновенностью. Здесь главные герои поступают так, как должны, наплевав на благоразумие и безопасность. Как в старых добрых боевиках, типа «Крепкого орешка» и «48 часов», ты начинаешь им отчаянно сопереживать и даже в какой-то степени любить. В итоге выходит бойкий, лихой, в меру стильный и чрезвычайно занимательный коктейль, который особенно хорошо идёт после длительного воздержания.

16. «ДЖОШИ»

Поначалу картина, которую смотришь с холодноватой скукой, с вовлечением тебя в круг заданных в ней вопросов, начинает восприниматься, как увлекательный психологический тренинг. Потому что вопросы и ситуации задаются, с которыми ты сам сталкиваешься в своей жизни — от мелких и незначительных: «На тебя запала девушка в баре, явно проявляя знаки внимания, а ты женат — что делать и как себя вести?» или » В сложившуюся компанию друг раздолбай приводит шумного приятеля, которого никто не ждал — как поступить и как себя вести?«. До глобальных: в преддверии свадьбы твоя невеста повесилась на твоём же ремне, без всяких видимых на то причин, как тут себя вести?! И вот таких привычных и странных ситуаций, в которых ты с лёгкостью можешь себя представить, тут полным полно. И разве не захватывающе интересно сверить свои действия с поведением персонажей?

15. «ВОЗМУЩЕНИЕ»



Негромкая, тихая картина, которая пройдёт скорее всего мимо наград и зрительского признания, но именно из-за таких фильмов продолжаешь любить этот самый кинематограф, умеющий вызывать в тебе не только физиологическое «вау», но и более осмысленные реакции на психологическом уровне. Америка 50-х, еврейский парнишка из маленького городка со своей воспитанностью, независимостью и атеизмом попадает в довольно вульгарный колледж с религиозным фанатиком-деканом, непонятными-понятными, а оттого не слишком приятными ровесниками и девушками, делающими минет на первом свидании. Привычный рассказ о взрослении, формировании характера и социализации и фильм вроде не рвёт шаблоны, не выходит за уже поставленные снятыми ранее произведениями рамки, но при этом не только заставляет зрителя прожить вместе с героями два экранных часа, а старается «негромкой» историей задуматься о времени, важности решений и поступках, влияющих на всю дальнейшую жизнь.

14. «В ТЕНИ»

Лично я, обычно довольно спокойно смотрящий «ужастики», после окончания картины три раза проверял закрыта ли входная дверь, включен ли свет в двух комнатах и, чтобы немного отвлечься, около часа сидел за компьютером рассматривая весёлые картинки. По форме лента напоминает этапную для жанра картину, вышедшую пару лет назад «Бабадук» — здесь опять родитель-ребёнок, пустой дом и появление нечто инфернального, что может быть реальным, а может быть вымыслом чьего-то воспалённого разума. Режиссёр собирает все стереотипы, которые априори вызывают страх, и умело сочетая, компилируя и соединяя их в стильную и напряженную историю, добивает максимум возможного для впечатлительного зрителя — война, замкнутое пространство, сон — первая страшна сама по себе, второе добавляет саспенса и наконец реализация кошмаров в реальность — эту силу влияния кинематографисты открыли ещё со времен Фредди Крюгера. Нанизывая на этот основной набор мифы, легенды и абсолютно бытовые проблемы, мы в итоге получаем, пожалуй, лучший фильм ужасов этого года, который в отличие от своих собратьев по жанру, успевает не только пугать, но ещё заставляет поразмышлять над многими, совсем не «жанровыми» темами.

13. «ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО»


Военная тема в последнее время становится лучшим способом ставить перед зрителем непростые и очень важные этические вопросы перед зрителем, при этом не пытаясь однозначно им помочь в поисках ответа. В прошлом году эту роль выполняла датская «Война», в этот раз британский фильм о совместной американо-английской военной операции против террористов где-то в Кении. Доблестные военные с полковничьими погонами вынуждены выдерживать нытьё сентиментальных, а порой трусливых чиновников, чтобы решить для них очень простую задачу и ответить на в принципе несущественный вопрос: «Что важнее — уничтожить террористов из топ-списка и не допустить два теракта с минимум 80-ю жертвами или сохранить жизнь одной невинной кенийской девочке, у которой папа против шариата, а мама печёт вкусный хлеб». Здесь нет неимоверного экшена, всё напряжение в словах, спорах, оценке и ожидании. В попытке ответить самому на вопрос, что правильнее. Лично мой ответ меня удивил, интересно что будет с вами. Впрочем, каким бы он не был, с тем, что: «На войне правда — первая жертва» точно никто спорить не будет.

12. «НЕДЕЛЯ И ОДИН ДЕНЬ»


У семейной пары от рака умирает единственный сын. Родителям около 50, а ребёнку в два раза меньше. Всё оставшееся время нам показывают, как родители пытаются с этим справиться — с помощью обыденных вещей и дел: похода к дантисту, котят, марихуаны и ссор с соседями. Обычно воспринимаемая зрителями очень сакральной в обрамлении горестных страданий и причитаний тема, здесь чаще заставляет улыбаться, а порой даже смеяться в голос. Кому-то это покажется кощунственным, но если быть честным — тому, кто пережил сильное горе утраты и прошедшему через невосполнимую боль потери — это будет очень хорошо знакомо — да, слёзы порой ни с того ни с сего будут катиться из глаз, злость и обида переполнять в самые неподходящие моменты, бессмысленность существования периодически накатывать — но ты не разучился смеяться, радоваться, общаться, просто всю оставшуюся жизнь будешь это делать с памятью, которая осталась навсегда с тобой.

11. «ВЕДЬМА: СКАЗКА НОВОЙ АНГЛИИ»


Картина, завоевавшая приз за режиссуру на фестивале «Санденс» профессионально безупречна. Гипнотическая атмосфера. Яркие образы, аутентичность времени. Все вероятно в детстве, ночью, рассказывали друг другу страшные истории про «чёрный-чёрный лес с чёрным-чёрным домом...», так вот по интонации эта картина как раз подобная пугалка, вплоть до финального выкрика «отдай моё сердце!», который здесь оказывается совсем и не нужен. Зритель, погружаясь в вязкое, обволакивающее своим безумием и безысходностью действие, так и не вынырнет из него до самого конца.

Но с пониманием посыла здесь всё сложно. Сначала я думал, что фильм направлен против религиозных догм, затем выводил из него парафраз на тему Иова и его страданий, далее мне показалось что режиссёр пытается сказать, что нет категоричного понятия добра и зла, а есть лишь его интерпретация, и наконец почти пришёл к выводу, что встать на тёмную сторону приходится тому, кто оказался без поддержки светлой. Но вот вам мой самый лучший совет: «Не ищите посылов вообще, а просто поддайтесь волшебству страшной сказки, рассказанной на ночь».

10. «КУБО. ЛЕГЕНДА О САМУРАЕ»

Поразительно удачное сочетание восточной формы и содержания, понятного живущему в любой части света. Пронзительная история о семейных ценностях, потере, предназначении и обретении не только увлекает хорошо придуманным сюжетом и интересными персонажами, она ещё потрясающе зрелищна, недаром впервые за долгие годы Американская киноакадемия внесла анимационный фильм в шорт-лист картин, претендующих на «Оскар» в номинации «лучшие спецэффекты». Те же, кому кажется, что лента немного мрачновата и не слишком подходит для маленьких детишек, глубоко ошибаются. Чем раньше они поймут, что зло принимает разные обличия, и что иногда теряешь кого-то или что-то навсегда, и в реальности это уже не возвратишь, но в памяти и душе сможешь сохранить навечно — тем легче им придётся в дальнейшем. Так что получилась не только очень красивая, но и чрезвычайно полезная картина о приключениях японского парнишки с одним глазом в компании ехидной черепахи и глуповатого человекожука. Для меня лучшая анимационная лента года и самый главный фаворит на «Оскаре».

9. «ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ КОНЕЦ СВЕТА»

Во всех этих заявлениях Ксавье: «Это мой первый взрослый фильм», «Я становлюсь взрослым режиссёром», — есть какое-то ребячество. Что же об этом так настырно говорить, когда в принципе зрители должны сделать этот вывод сами по ходу просмотра? А вот с этим уже возникают сложности. «Это всего лишь...» снят по чужой драматургии, хотя в принципе на ту же самую тему, которая была во всех предыдущих фильмах Долана — поиск значения и важности места семьи для себя и поиск своего места в семье. Ксавье, как взрослый «режиссёр», старательно экранизирует тяжеловесные диалоги и здесь он выглядит каким-то неестественным, зажатым — как только начинаются его воздушные флешбэки, умение ловко строить визуальный ряд под красивые песенки — то, за что мы его оценили и полюбили, он возвращается к нам прежним, тем самым, которого хочется обнимать, целовать — чувствовать эмоцию, которую этот некогда «вундеркинд» умеет выбивать у зрителя, соединяя иногда, казалось бы, самые пошлые и расхожие стереотипы и визуальные ходы в нечто чудесное, прекрасное и опять же чувственное. «Конец света» трогает, впечатляет, тревожит — но лишь потому, что прикрываясь доспехами «выросшего» режиссёра, Ксавье пока остаётся прежним — рефлексивным и искренним.

8. «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ УВЕ»

Фильм очередное подтверждение того, что самое главное в кино это драматургия и психологизм. Картина может не поражать визуальными изысками или не выбивать дух сумасшедшими экшен-аттракционами, она может не изобиловать непристойными стенд-ап шутками. Но если авторы сумеют найти нужную интонацию — доверительную, чувственную, сопроводить ею хорошо прописанную историю, в которой ничего не будет вызывать недоверие и скептицизм — то искусство кино в любом случае сработает. Рассказ о вредном старике, который после смерти жены меняется в лучшую сторону под влиянием добрых соседей и простых, но искренних людей, его окружающих, можно было испортить легче лёгкого — чуть больше назидательности или умильности, переборщили бы с чудаковатостью, решили бы усилить эффект с помощью нагромождения трагедийных или комедийных моментов — всё, пиши пропало — ни сопереживания, ни искренности, ни эмоции от зрителя можно было не получить. А фильм смотришь с благодарной улыбкой и часто катящимися слезами, не только от переживания за героев и прочувствованием ситуации, но ещё и от того — что такое гениальное в своей простоте кино ещё не разучились снимать.

7. «СИНГ СТРИТ»

Фильм просто опьяняет ошеломляющим диким обаянием, возвращая зрителя в пору молодости, безумств, первой влюблённости и возможности совершать безрассудные поступки, при этом наполняя во время просмотра приятным, но возможно уже забытым ощущением, когда у тебя, как и у героев, всё ещё впереди. Ирландский подросток, родители которого разводятся, старший брат сидит на их шее, а в новой школе всегда есть риск получить фингал вместе с такими же «лохами», как он сам, решает организовать группу, благо только-только начали появляться видеоклипы и осталось только выбрать на кого надо быть похожим — на Duran Duran, The Cure или кого-то ещё такого же крутого, но только не на Фила Коллинза! Плюс к этому прилагаются обычные для старшего школьного возраста проблемы — в виде красивой зазнобы из здания напротив школы и конфликта с руководством учебного заведения. Пусть многие из этих самых проблем могут разрешаться только в мечтах — и родители вновь полюбив друг друга закружатся в совместном танце, а брат окажется самым крутым чуваком на свете, одной левой разобравшись с главным противником, на самом деле ещё очень многое — и плохое и хорошее, произойдёт и в реальной жизни. Где пока все дороги открыты, надо только иметь смелость принимать решения и действовать.

6. «УЧЕНИК»

Фильм не о вере и не о религии, картина об извечном: «Легко ли быть молодым». Трудно. Потому что гормоны шпарят, максимализм зашкаливает и хочется выстраивать окружающий тебя мир по своему желанию и хотению (а самый короткий путь — это выпендрёж и нахождение безотказной идеи для манипуляции), а уж когда это удаётся, то обратной дороги нет. Ты самозабвенно по этому пути идёшь напропалую и до конца. И если от лица младшего поколения это рассказ о максимализме и гормонах, то со стороны старшего это история о двух главных столпах нынешней действительности и способа существования в ней большинства — ханжества и лицемерия. И вывод неутешителен: вменяемость и здравый смысл сегодня не в приоритетах. Картина Серебренникова довольно прямолинейная, она не требует каких-то серьёзных раздумий и поисков глубокого смысла, но так точно и актуально бьёт в больные точки российской в первую очередь, но по заверениям режиссёра и всего остального мира тоже, современности, что за это ей можно простить всё.

5. «ВМЕШАТЕЛЬСТВО»

Американское независимое современное кино, вернее его действующие лица, сумели создать свою Вселенную. Просмотрев с десяток фильмов, каждый новый выходит с внутренним ощущением того, что оказываешься в обществе, где все со всеми переснимались. Но если вы поклонник этого самого авторского современного американского кинематографа, то вновь попадая в круг знакомых, вы будете испытывать от каждой встречи удовольствие и кайф. Кроме знакомых лиц, в этом направлении всегда примерно одна и та же сценарная завязка — режиссёры помещают своих персонажей в закрытое место, где им приходится решать ту или иную проблему, которая оказывает непосредственное влияние на их жизнь и отношения. К тому же делают это типажи, в которых ты настолько точно и явно узнаёшь себя и своих друзей или приятелей, что хочешь-не хочешь по ходу фильма настолько идентифицируешься с происходящим, что сам частью этого сообщества себя ощущаешь. В данной картине персонажи решают собраться в загородном доме, чтобы повлиять на брак семейной пары друзей, по ходу естественно вылезают скелеты изо всех щелей и проблемы каждого из компании. И ты с упоением роешься в возникающих проблемах, негодуешь, удивляешься, испытываешь стыд и смущение и с восторгом ощущаешь насколько вокруг всё родное.

4. «СЛУЖАНКА»


Новый фильм Пак Чхан-Ука как комикс из старых восточных книг — слишком красиво, слишком явно, слишком гиперболизировано — но при этом предельно искусно и ярко. Чхан-Ук один из немногих режиссёров сегодня, которые даже банальные и предсказуемые вещи могут рассказывать с таким вкусом и чувством стиля, что это оказывается важнее всего остального — провалы в драматургии, выставочные сцены лесбийского секса для перевозбуждённых самцов — у них та же проблема что и в «Жизни Адель» — сделаны они явно для мужиков, желающих полюбоваться женскими телами, — предсказуемые повороты. Но камера ласкает твои глаза и мозг как зрителя, она нежно скользит по похотливым мыслям героев, садомазохизму, обману и предательству — и ты сомнамбулически подчиняешься самому гипнотически-прекрасному фильму года, отключая придирчивого критика, оставаясь сладострастным потребителем. Маркиз Де Сад был бы доволен.

3. «ЛОБСТЕР»*

В первой половине фильма, признаюсь честно, от киноманского восторга и от ощущения, что вот идеальное для меня кино, моё сердце даже билось быстрее. Вторая половина, не так чётко прописанная и психологически достоверная, уже вызвала меньшее восхищение, но безусловно не испортила общего впечатления от картины. Потрясающая антиутопия развенчивающая самую главную утопию человечества под названием «любовь» не может не понравиться не только авторским цинизмом, но и явной социальной актуальностью.

Режиссёр моделирует ситуацию, которая была бы просто идеалом для тоталитарного общества. Где добились главного — подчинения чувств, эмоций. Это ли не самое желаемое для управления людьми (стадом, если говорить ближе к теме)? Причём те, кто протестует против установленной главенствующей идеологии, действуют по абсолютно такому же методу, подчёркивая «правильность» методов. Много интересных, психологических нюансов можно отметить по ходу всей картины, но самое главное режиссёр очень точно уловил и показал, что человек, чувства которого контролируют, не растёт как личность. О фильме можно рассуждать много и долго, но если углубляться в сюжетные перипетии и высказывать своё впечатление о великолепном финале, уже пойдут спойлеры, так что просто посоветую обязательно посмотреть эту картину и постараться не разочароваться в ценностях, которые вы считаете главными по навязанной привычке.


* самые большие споры может вызвать вероятно год выхода этой картины, ведь в российский прокат она вышла в октябре 2015 года. Но, во-первых, отечественный прокат авторских фильмов – это фикция по большому счёту и чаще всего доступная вещь только для столиц, а во-вторых, лента чётко отвечает моим условиям – в США она появилась в кинотеатрах в 2016 году и премьера в российском Интернете произошла в нём же.


2. «ОНА»


Самое интересное на примере этого фильма оценить деградацию и тотальное оглупление современного российского обывателя, решившего вдруг поменять бутылку пива в баре (у более молодых) и какую-нибудь «Любовь под липами» (у более старших) на фильм нерекламируемый на первом канале, без знакомых раскрученных морд. И здесь даже разговор не о том, что после картины недоумённые зрители будут плеваться и материться, а о том, как этот саркастически обличающий и тонко ироничный опус господина Верхувена этими самыми обывателями воспринимается по ходу просмотра. Ни один из посылов, намёков, элементов конструкции сюжета, атмосферы — всё это не воспринимается и не понимается широким зрителем. «Почему она так поступает?», «Он же её насилует — разве это смешно?», «Это ваще про что?» — у них просто нет базиса, сложенного бэкграунда из прочитанных книг, просмотренных фильмов, общей интеллектуальной подготовки, чтобы понять происходящее на экране и правила, по которым режиссёр играет с пришедшими в зал. Признак всеобщего аутизма, невозможности сложить одно с другим. В итоге странный недотриллер с чудаковатой и непонятной героиней потонет в головах многих непереваренной бурдой, а на самом деле это одна из самых ярких и весёлых картин года. Юппер наконец-то получила возможность сыграть не скучающую дамочку с бокалом вина в руке и развернулась на всю мощь. В её героине — смесь эгоизма, стервозности, социопатии и подавленного желания экстремальности. Несмотря на то, что она должна с каждым поступком и действием вроде бы вызывать ненависть и презрение, влюбляешься по ходу фильма всё больше и больше. Ну а сексуальные перверсии и манок в виде маньячного триллера не мешают понять, что на самом деле дружба если не важнее, то, как минимум, крепче кратковременного секса и семейной жизни с неверными мужьями.


1. «ЧЕЛОВЕК — ШВЕЙЦАРСКИЙ НОЖ»


Этот фильм не только идеален для системы моих базовых ценностей и является гимном толерантности, одой дружбе и психотерапевтическим избавлением от своих комплексов человека современного общества, но и безумно трогательный и пронзительный, несмотря на постоянный пердёж, стояки, гипертрофированную физиологичность и разговоры о мастурбации. Авторам удалось невозможное – совместить тело и душу и сотворить самый честный и чувствительный фильм последних лет.


Проговаривание банальных истин и общепринятых установленных норм поначалу кажется избитым и тысячу раз использованным. Но режиссёры очень умело прописывают диалоги и монологи, не скатываясь в вульгарность, проявляя прекрасное чувство юмора и при этом очень точно совпадая с моими, как зрителя, представлениями и утвердившимися догмами, делая из всего этого ожидаемые, но с удовольствием принимаемые выводы. При том, что чисто визуально фильм просто киноманское наслаждение — безумно атмосферное и тёплое кино, вызывающее в памяти «Вечное сияние чистого разума» и «Амели». Ни разу во время просмотра не создавалось ощущение какой-то претенциозной наигранности и фальши, перебарщивания и ненужной гиперболизированности. Ну и уж точно ни разу до этого ни одна лента не вызывала жгучего переживания и желания чтобы труп не умер и слёзы радости и горечи за несовершенство мира и за то, что каждый может сделать его лучше для самого себя.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

вверх