С вечным вопросом «где взять недостаяющий рупь» создатели «28 панфиловцев» разобрались филигранно. Деньги взяли у народа с помощью краудфандинга. Набрали 30 миллионов рублей, пообещав стране честное кино о войне. Тут-то и начали методично затачивать зубы дипломированные и доморощенные критики. Обложившись пренеприятными статейками о том, что никаких 28 панфиловцев не существовало и всё это выдумка советской прессы, «специалисты» бросились строчить злобные комментарии и отзывы. Но создатели и здесь всех перехитрили, рассказав о подвиге так, что историческая точность отошла на второй план.
Для тех, у кого были проблемы со школьным курсом истории, поясним. Речь в фильме идёт об обороне Москвы в ноябре 1941 года. В частности, о задокументированном подвиге 28 бойцов 316-й стрелковой дивизии, которые несколько часов сдерживали фашистскую атаку на разъезде Дубосеково в семи километрах от Волоколамска. 28 человек против десятков танков и сотен немецких захватчиков, которые до этого момента были полностью уверены, что смогут завоевать огромную страну от силы за пару месяцев.
Для истории о героизме, фильм получился очень сдержанным. Пафос и побивания себя и окружающих руками в грудь в геройском экстазе остались за бортом этой картины. Это история о грамотных людях, которые знали, куда шли и что делали. Обычно в военных фильмах всегда есть некий самородок. Тот, кто ценой жизни лезет на амбразуру просто по наитию и обращает врага в прах чуть ли не одним взглядом. Это героизм голливудский. Красивый, слёзовыжимательный и вдохновляющий. «28 панфиловцев» — это история о группе людей, которые очень хорошо делали свою работу — защищали Родину от врага. Хороший ход, с учётом тенденции топить зрителя в эмоциях, которая имеет место быть в современном военном кино. Хотели честное кино — получите, и нечего рубахи рвать от наплыва чувств.
Об актёрском составе что-либо однозначное сказать сложно. Фильм умудрился обойтись практически без медийных лиц. Актёры в нём малоизвестные, за исключением Александра Устюгова, который в далёком 2004 году пришёл на съёмочную площадку сериала «Ментовские войны» и всё никак из этого плена НТВ не выберется. Фильму, как художественному произведению, отсутствие популярных актёров обычно на руку — никто не отвлекает от действия. А вот с точки зрения коммерции — это проблема. Главная причина пойти на этот фильм в кино — искренняя любовь к военным картинам. К сожалению, немногие склонны её испытывать.
Единственное, чего «28 панфиловцам» не хватает — это адресности. Мотивация героев понятна: враг у ворот, и пропустить его нельзя. Но личная драма фильму бы не повредила. Зритель смотрит на героев абстрагированно. Они не обретают жизни в его глазах. А раз они не были живы, то и смерть их не вызывает того ощущения потери, которое должна бы. Воевали люди, а не статистические единицы. И после того, что все они для нас сделали, хотелось бы хоть немного поближе с ними познакомиться.
Военные драмы — горькие пилюли, которые положено принимать всем. Смотреть их редко бывает легко. Для этого они и нужны. Людям пора понять, что правды о событиях, которые случились не лично с нами, мы не узнаем никогда. Важность таких картин, как «28 панфиловцев», не в точности, а в идее. В очень простой идее о том, что самые обычные люди иногда делают невозможное, чтобы спасти других. Как бы мы ни относились к этому сейчас и каким бы сомнениям мы ни подвергали факты о том времени, главное знать, что подвиг был. Этот или иной — он был, и мы обязаны о нём помнить.