Вход

«Видение – 2017»: «Кинотавр» в региональном формате

«Видение – 2017»: «Кинотавр» в региональном формате

В минувшую пятницу, 29 сентября, были объявлены победители XI международного фестиваля короткометражного кино и анимации «Видение». Зрителям показали лучшие фильмы сразу трёх российских кинофестивалей и попрощались с ними на два года.

Текст: Татьяна Цветкова
Фото: Константин Наговицын, Анастасия Сафонова

ОТ ГОНДУРАСА ДО ЯПОНИИ

Кемеровский кинофестиваль «Видение», который традиционно проходит в последнюю неделю сентября вот уже 11 лет, давно вышел за рамки рядового городского события. И дело даже не в количестве работ, которые ежегодно приходят в Кемерово со всего мира — от Южной Америки до Японии.

Хотя цифры тоже впечатляют: если самый первый фестиваль в 2007 году собрал всего 10 картин, преимущественно местных режиссёров, то в этом году «Видению» прислали 1 193 фильма, из которых усилием воли организаторы отобрали для показа на разных площадках города ровно 100. Как сказала в своё время директор фестиваля режиссёр Юлия Волкова, сложность уже давно не в том, чтобы найти достойных участников, а в том, чтобы из множества работ выбрать те, что войдут в конкурсную программу.

Фестиваль с каждым годом растёт и меняется, расширяя не только географию, но и возможности для тех, кто любит кино, и тех, кто его делает. Так, в прошлом году зрители и начинающие кинематографисты смогли лично пообщаться с режиссёром Алексеем Нужным (успевшим в свои 33 года поработать с Кевином Спейси, написать сценарий к фильму «Мамы» и снять суперпопулярный сериал «Ольга»). А в этом году у местных режиссёров и сценаристов появился шанс представить свои проекты столичным экспертам в рамках питчинга дебютантов. И в случае успеха получить техническую, административную и финансовую поддержку будущего (или находящегося в производстве) фильма.

По итогам рассмотрения девяти проектов, вышедших в финал, эксперты признали лучшей короткометражку Misery студентов КемГИКа Виталия Журавлёва и Егора Бут-Гусаима. Теперь у ребят, которые снимают уже второй фильм исключительно на собственные средства, будет возможность не просто закончить работу, но и получить колоссальный опыт (техническую поддержку дебютантам оказывают «Свердловская киностудия» и компания Canon).

Зрители же в ходе очередного «Видения» смогли побыть кинокритиками и оценить шансы нового полнометражного фильма в прокате: храбрая Полина Ольденбург, столичная художница и сценарист, предоставила фестивалю свою дебютную работу. Романтическая мелодрама с элементами мистического триллера ещё не доснята, поэтому у неё даже нет названия: зрителям, решившим поучаствовать в фокус-группе, предстояло выбрать свой вариант названия, а также отметить все плюсы и недочёты фильма, заполнив анкету.

Какой ещё фестиваль может похвастаться таким же масштабом и — без преувеличения — уникальным содержанием? Тем удивительнее, что делается «Видение» не солидным творческим объединением, а скромной пятёркой энтузиастов.

КОРОТКИЙ МЕТР И ЗВЁЗДЫ

Самое большое удивление и открытие «Видения» каждый год — это отменное российское кино. Перефразируя слова одной из зрительниц: если кто-то думает, что с российским кино всё плохо, он просто не был на фестивале. Российское кино может быть умным, сложным, анимация пронзительной, а чёрный юмор – по-настоящему смешным. Многие короткометражки, присланные на фестиваль, ничем не уступают фильмам, попадающим на экраны кинотеатров — а подчас и превосходят их. Причём с каждым годом всё больше звёзд российского кино приходят в короткий метр, соглашаясь (подозреваю — с лёгкостью) сниматься у начинающих режиссёров. А это сказывается и на качестве работ.

Так, в белоснежно-стерильном фильме Дарьи Власовой «Молоко» — о семье, в идеальной квартире которых внезапно появляется корова, роль сумасшедшего дедушки, в одиночку решающего неочевидную для остальных проблему, блестяще играет Игорь Ясулович.

В Timeline Михаила Романовского с ролью женщины, потерявшей в страшной трагедии двух сыновей и пытающейся с помощью старых видеозаписей переписать сценарий своей жизни, не менее блестяще справляется Елена Яковлева. А в уморительной истории Михаила Полякова «Время жить, время умирать» о съёмках фильма, на которых всё идёт не так (основанной, кстати, на реальных событиях), Гоше Куценко и Любови Толкалиной хочется аплодировать не только за шикарный комический дуэт, но и за то, что они не боятся быть смешными — ведь фильм в общем-то о них самих.

Степень авторского доверия к кемеровскому фестивалю — ещё один нерядовой момент. В этом году сразу несколько режиссёров послали свои работы одновременно на «Видение» и на «Кинотавр», который, как известно, является главным российским киносмотром. «Время жить, время умирать», «Молоко», «Половинки» — фильмы конкурсной программы «Видения», которые так активно обсуждали кемеровские зрители, отметило и жюри «Кинотавра», возглавляемое Евгением Мироновым.

Один из победителей конкурса «Кинотавр. Короткий метр» — фильм Ладо Кватании «Первый» (история о космонавте, опередившем Юрия Гагарина) — стал фильмом-закрытием фестиваля. Увидели зрители в финале и дебютную работу Александра Домогарова-младшего «Пустите детей», снятую по рассказу Стивена Кинга «Детки в клетке» (оказывается, права на экранизацию своих рассказов Кинг продаёт начинающим режиссёрам всего за 1 доллар). А также победителя Шукшинского кинофестиваля «Исповедь мизантропа» Татьяны Жуковой — тонко обыгранную версию «Кингсмана» с российским колоритом и Андреем Ильиным в главной роли.

Все эти фильмы, которых пока нет в интернете, режиссёры предоставили эксклюзивно для показа на фестивале. Иными словами, чем не «Кинотавр»? Только в Кемерове.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ

Хотя отличных иностранных фильмов в этом году было немало, победу практически во всех номинациях праздновали российские авторы. Победителей «Видения» выбирают в четырёх основных категориях: игровое, неигровое, музыкальное кино и анимация. Есть ещё гран-при фестиваля — за самую лучшую киноработу, а также приз зрительских симпатий. Немного особняком стоит главный приз «ПредВидения» — киносмотра, предваряющего фестиваль: в него входят интересные, по мнению организаторов, работы, которые по разным причинам не попали в основной конкурс.

Зрители выбирают лучший фильм «ПредВидения» и один из фильмов основной программы. Решение же о лучшей работе в каждой из конкурсных номинаций — за компетентным жюри. В этом году все фильмы конкурса пересматривали актриса Театра для детей и молодёжи Вероника Киселёва, худрук театра «Ложа» Сергей Наседкин, директор алтайского отделения Молодёжного центра Союза кинематографистов России Дмитрий Шарабарин и заведующая кафедрой фотовидеотворчества КемГИКа Елена Светлакова.

По итогам фестиваля приз за лучшее музыкальное видео отправится Егору Севостьянову в Санкт-Петербург: его «Aerophonics – Stalemate» рассказывает о том, как легко близкие люди могут стать далёкими. Лучшей анимационной работой стала картина нашей соотечественницы Юлии Рудицкой, живущей в США, And the Moon Stands Still — по-гоголевски атмосферная адаптация сказки Алексея Толстого «Ведьмак».

Деньги на съёмки документальной трилогии «Американская мечта» о «весёлом молочнике» Джастасе Уолкере, осевшем в Красноярском крае, томскому режиссёру Андрею Ананину помогали собирать всем миром — на краудфандинговой платформе. Усилия себя оправдали: у ленты отличная фестивальная судьба — откровенные истории Джастаса о семье и особенностях жизни в Такучете трогают как простых зрителей, так и жюри. Не стал исключением и фестиваль «Видение»: «Американская мечта» названа лучшей неигровой работой киносмотра.

А вот лучшим игровым фильмом стал немецкий Radical — три тонко сплетённые истории одного и того же подростка, чья юношеская злость легко трансформируется окружающим миром в одно из трёх религиозно-политических направлений.

Зрители большинством голосов назвали лучшей работой комедию Байбулата Батуллина «Половинки» — рассказ о том, что два подходящих человека непременно найдут друг друга, даже если им этого совсем не хочется. В «ПредВидении» безоговорочно лидировала «Кругосветка» Александра Фомина — виртуальное путешествие по миру, которое главный герой устраивает для своей парализованной девушки.

Гран-при «Видения» отправится в Екатеринбург — анимационная «Кнопка» Максима Куликова (тонкая и лирическая история о том, что никогда не поздно сделать важный шаг) названа лучшим фильмом фестиваля.

... Яркая кинонеделя завершилась на подъёме, но с явными нотками грусти — в следующем году «Видения» не будет. Без поддержки сложно не только снимать кино, но и его показывать (а административный интерес к обеим частям процесса у нас в городе пока очень низкий). Организаторы решили нажать на паузу и подумать, что делать дальше — продолжать ли вкладывать свои силы и средства в фестиваль российского уровня или оставить его истории. Очень хочется верить, что кемеровский «Кинотавр» к своим зрителям вернётся, а важнейшее из искусств для нас таким и останется.

вверх