Вход

УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО: ГРАФФИТИ И СТРИТ-АРТ

УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО: ГРАФФИТИ И СТРИТ-АРТ

Стрит-арт и граффити сегодня завоевали себе заметное место в культурном пространстве и являются уже довольно привычной, но все еще не достаточно осмысленной его частью. Мы много видим, но мало знаем. Полученная визуальная информация не всегда сортируется нашим мозгом, если она не отнесена к тому или иному разделу на полках сознания. «Афиша Кемерова» решила разобраться, как появились стрит-арт и граффити, и что они в себе несут. За каждым рисунком, помимо его определенного культурного значения, стоит еще и конкретный человек — в том числе разговор будет и об этом.

Текст и графика: Мария Рознатовская
Иллюстрация: Pasha Graf

Стрит-арт переводится с английского языка как «уличное искусство». Это широкое понятие включает в себя практически все виды уличной творческой активности: перформанс, инсталляция, трафарет, плакат и граффити. Даже некоммерческие концерты и фестивали являются своего рода стрит-артом.

Граффити — ударение на второй слог, но случай неоднозначный, вроде пресловутого «одноврЕмЕнно». В традиционном смысле — это изображение букв на элементах городского пространства. А дальше все вариативно: размер, место, стиль, используемые инструменты, скорость исполнения, легальность и наличие смысловой нагрузки.


Маргинальный статус граффити — одна из основных отличительных черт этого вида уличного творчества. «Понарисовали тут на стенах, негодяи!» — так оцениваются рисунки консервативными жителями. И это вполне объяснимо, если углубиться в историю вопроса. Зачатки граффити можно наблюдать еще в середине прошлого столетия: метки в виде тэгов — псевдонимов — служили способом разделения территории различных криминальных группировок Америки. В этом же кроется и причина близости граффити к культуре хип-хопа, зародившейся изначально в той же афроамериканской среде. Райтеры преследовали две цели: разделить районы с разными сферами влияния и зафиксировать факт своего существования в пространстве и место в мироздании.

Восприятие граффити как протеста сохраняется до сих пор, что подтверждает наличие в уголовном кодексе статьи «Вандализм». Хотя нынешняя ситуация несколько отличается от той, что была 50-60 лет назад на заре развития уличного искусства и культуры «марания» стен. Бесспорно, граффити и стрит-арт — это все еще протест, некий вызов общественности и привычному устройству вещей, но он постепенно обрастает новыми значениями и меняет цели.

Протестное начало не всегда лежит в идее произведения, рисунок не обязательно должен иметь социально-политическую подоплеку или посыл. Бунт уже в самой форме этого искусства: рисовать там, где нельзя, выставлять на всеобщее обозрение, как на постамент, не зная точно, ждать ли скорого прихода безграничной славы или общественного суда.

Сегодня райтеры не делят территории, а стремятся проявить себя и оставить след. Стрит-арт теперь более эстетизирован: внешний облик совершенствуют, технику оттачивают, а стилей и форм воплощения идеи становится все больше.

В мире, где постепенно господствующие позиции начинают занимать виртуальная реальность и ориентация на самостоятельность техники, человеку просто необходимо осознавать себя во времени и пространстве, давать понять окружающим и самому себе, что он — значимое звено этой цепи: так сказать, я рисую, следовательно, существую.

Вне зависимости от нашей оценки, уличное искусство существует и активно развивается, иногда заставляя о чем-то задуматься, а порой просто радуя глаз. Стрит-арт живо отражает все происходящие в человеческом «организме» — в крайне общем смысле этого слова — значимые процессы.

вверх