
Его считают маньяком, садистом, антисемитом и крайне неоднозначным парнем. Актеры жалуются, что он изводит их на съемочной площадке, организаторы фестивалей объявляют персоной нон-грата, а зрители презрительно морщатся при упоминании его имени. «Странный этот Триер». С высоты своего гения сам великий и ужасный режиссер Ларс фон Триер на все это смотрит с величественной усмешкой и на днях готовится праздновать 60-летие. В честь юбилея мэтр расскажет всю правду о некоторых из своих работ.
Текст: Анастасия Проскурякова
«САДОВНИК, ВЫРАЩИВАЮЩИЙ ОРХИДЕИ», 1977 год
Я сделал когда-то фильм, который назывался «Садовник, выращивающий орхидеи», и долгое время не хотел его никому показывать. Но, однажды, один очень авторитетный человек, писатель сказал мне: «Ты не имеешь права так поступать. Художник должен быть откровенным в таких вещах. Худшее, что можно сделать, это отказаться от того, что ты создал: такой поступок — воплощение дурного вкуса». Я согласился с ним. Вспомним Тарковского или Боуи: я бы хотел знать не только их лучшие, но и худшие стороны.
«ЭЛЕМЕНТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ» 18+, 1984 год
Тарковский смотрел мой фильм «Элемент преступления». И знаете, что он сказал? «Очень слабо».
«РАССЕКАЯ ВОЛНЫ» 18+, 1996 год
Я стараюсь сделать так, чтобы зритель сопереживал тому, что происходит в моем в фильме, но сделать это самым не очевидным образом. Хотя, с моей точки зрения, выбрав псевдодокументальный стиль для «Рассекая волны», я сделал этот фильм более эмоциональным, чем если бы использовал фиксированную камеру.
Я не очень-то помню, как возник этот сюжет, но он основан на книге сказок из моего детства. Я хотел создать невинную героиню. А где найти чистоту и невинность? Конечно, некоторые исходники я придумал сам, кое-что почерпнул из внешних источников, возможно из рефлексии на тему чужих работ. И тогда у меня сложился образ — вот так должна выглядеть Бесс, и вот так она должна себя вести. Создание сюжета, построение интриги — банальное занятие, как кроссворд решить. Если у меня уже есть эта невинная героиня, с какими людьми я хотел бы ее свести и каким испытаниям подвергнуть? Должен существовать некий противовес ей, и его я нахожу в мужчине, в Яне, который, стало быть, должен обладать противоположными качествами, и так далее. А затем работа становится совсем примитивной — надо только следовать правилам классической драматургии. Чистая математика.
«ТАНЦУЮЩАЯ В ТЕМНОТЕ», 2000 год
Я был с Бьорк максимально строг не потому, что я хотел ее мучить, а чтобы вызывать в ней нужные чувства, и если ей при этом так тяжело, это только потому, что она чувствует правильно. Если бы я сделал это с Николь Кидман, это было бы воспринято как должное, в случае с ней это был бы инструктаж. Но Бьорк может сказать – и какая-то доля правды в этом будет, – что я мучил ее, делая ситуацию максимально болезненной, потому что она действительно страдала.
«ДОГВИЛЛЬ» 18+, 2003 год
Когда я писал «Догвилль», то еще понятия не имел, как он будет выглядеть на экране. Я был вполне готов ставить его в натуралистичных декорациях. Но я почувствовал себя счастливым, когда поступил иначе.
Я придумал сюжет «Догвилля» благодаря песне пиратки «Дженни» из «Трехгрошовой оперы». Это песня о девушке, работающей в маленьком отеле, которая мечтает о корабле. О том, что он зайдет в порт и разгромит все вокруг, и люди с корабля спросят ее, кого они должны ради нее убить, а она скажет «всех».
«АНТИХРИСТ» 18+, 2009 год
Я сделал фильм для публики вроде меня самого, а сам я люблю, когда меня немного провоцируют. Когда я писал «Антихриста», я находился в тяжелой депрессии, и где-то в моей голове крутились все эти образы. Так что зрителям придется с этим как-то смириться.
Можно спорить о том, плох или хорош образ женщины в моем фильме, однако неоспоримо одно: женские роли в моих фильмах намного интереснее, чем в большинстве других. Это ценят актрисы.
«МЕЛАНХОЛИЯ», 2011 год
Я лучший, но не в «Меланхолии». Слишком уж я кайфовал, когда ее снимал, чтобы она оказалась шедевром!
Шедевр должен быть сложным. А «Меланхолия» — это как игрушка из «киндер-сюрприза»: иногда ее непросто собрать, но в конечном счете все детали складываются.
Я усмиряю себя тем, что постоянно пытаю удачи в тех областях, в которых не являюсь ни знатоком, ни профессионалом. Мой грех в «Меланхолии» в том, что я взялся за то, чем мастерски владею.
«НИМФОМАНКА» 18+, 2013 год
Сценарий «Нимфоманки» я пишу так, как писал бы сценарий фильма о Супермене. Когда я был совсем молод, то чувствовал себя ужасно непривлекательным. Отношения с женщинами казались невероятно сложными… и такими фантастическими! Я даже не решался мечтать о них. У меня были подружки – симпатичные, лет семнадцати-восемнадцати; уже тогда я чувствовал, что они купаются в той власти, которая дана им природой. Если тебе семнадцать и тебе плевать, с кем ты спишь, твоя власть над миром колоссальна, неописуема! Интересный эксперимент: взять меня и поместить в тело существа, обладающего подобной силой. Знаете, одна моя знакомая за время недлинного переезда на поезде успела завести интрижку с четырьмя разными мужчинами. Такую власть не способен себе вообразить никакой юноша. Да что там юноша, никакой политик!
ОБО ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ
Пожалуйста, прекратите обсуждать мои фильмы. Идите и снимайте свои.
В материале использованы фрагменты интервью из следующих источников: Антон Долин «Ларс фон Триер: контрольные работы», «Ларс фон Триер. Интервью: Беседы со Стигом Бьоркманом», Нильс Торсен «Ларс фон Триер», esquire.ru, spiegel.de, gazeta.ru.