Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока

Роман Алексеевнин: «Музыка выбрала меня»

Роман Алексеевнин: «Музыка выбрала меня»

На днях в Кемерове состоялся сольный концерт Романа Алексеевнина. Журнал «Афиша» на A42.RU расспросил музыканта о любимом инструменте, работе преподавателем и, конечно, о джазе.

Текст: Настя Роску
Фото: Александр Червов

МУЗЫКА ВСЕГДА БЫЛА ВОКРУГ МЕНЯ

РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ПРОИЗОШЛО ВАШЕ ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКОЙ. С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ?

Вероятно, моё знакомство с музыкой случилось ещё не в сознательном возрасте, но сам я этого не помню. Мои родители занимались музыкой, когда учились в техникуме. Мама пела, а отец играл на барабанах. Так что я рос в очень музыкальной семье, музыка всегда была вокруг меня. Иногда я просил поставить «дядю Андрюшу Макаревича» — видимо, потому что его пластинки часто слушал отец. Я хорошо помню своё первое сильное впечатление от музыки. Мне было около четырёх или пяти лет, родители повели меня в цирк. Вместо того, чтобы наблюдать за представлением, я всё время смотрел на цирковой оркестр. Буквально не мог от него оторваться. В следующий раз история повторилась. Когда мне было шесть или семь лет, у нас дома появился советский синтезатор «Электроника» в металлическом корпусе. Меня сразу потянуло к нему. Отец показал несколько простеньких мелодий, которые я потом без конца наигрывал.

ПОЧЕМУ ИЗ ВСЕХ ИНСТРУМЕНТОВ ВЫБРАЛИ ИМЕННО БАС-ГИТАРУ?

Я пошёл в музыкальную школу по классу фортепиано. Хватило меня не надолго — уже в третьем классе я хотел бросить обучение. Этого сделать мне не разрешили, пришлось доучиться. Хорошо помню, как я радовался, что всё это закончилось, когда сдал выпускные экзамены. Я был уверен, что больше никогда музыкой заниматься не буду. Но спустя всего пару лет меня потянуло к акустической гитаре, которая тоже всегда была у нас дома и на которой иногда играл отец. Причём я категорически не понимал этот инструмент, когда играл на фортепиано. Но в итоге при помощи опять же отца я освоил гитару до среднестатистического уровня исполнения песен. А дальше я начал понимать, что меня очень привлекают басовые партии в рок-музыке, которую я тогда слушал. Мне нравился низкий звук баса, некая характерная монотонность, присущая ему. Захотел попробовать играть на бас-гитаре. Некоторое время разучивал какие-то простые басовые партии на обычной гитаре. На репетиции одной знакомой рок-группы ко мне в руки попала бас-гитара. Я попросил дать мне инструмент на пару дней, и тогда у меня началась настоящая мания — я не мог оторваться от него. Инструмент у меня забрали чуть ли не со скандалом спустя восемь месяцев. Мне до сих пор стыдно, что я так долго не отдавал чужой инструмент. Позже у меня появилась первая собственная бас-гитара. Это было около 10 лет назад, и с тех пор я больше не расставался с музыкой.

ОТ ИНФОРМАТИКИ К МУЗЫКЕ

В ВУЗЕ ВЫ УЧИЛИСЬ НА ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКЕ — СПЕЦИАЛЬНОСТИ, ДАЛЁКОЙ ОТ ИСКУССТВА. ПОЧЕМУ РЕШИЛИ ПОЛУЧИТЬ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ? КАКИМ БЫЛ ВАШ ПУТЬ ОТ ИНФОРМАТИКИ К МУЗЫКЕ?

Решение учиться информатике было принято как раз во время перерыва между фортепиано и гитарой. После школы просто нужно было выбрать, куда идти учиться, а я не имел никаких особых желаний и предпочтений. В школе у меня с информатикой не было никаких проблем. С компьютерами я дружил с детства, немного занимался программированием и в общем был довольно увлечённым человеком в этой области. Поэтому решил, что учиться на этой специальности мне будет не так уж сложно. От информатики к музыке путь вообще был очень простым. Так получилось, что многие студенты с нашего потока входили в городскую рок-тусовку. Каждый второй был гитаристом, бас-гитаристом, барабанщиком или вокалистом. Я довольно быстро влился, стал ходить на концерты, сам поигрывать на гитаре, и однажды ребята позвали участвовать вместе с ними в студвесне. Это был, насколько я помню, мой первый сценический опыт на электрогитаре. На следующий год я снова играл на этом фестивале, теперь уже на бас-гитаре.

ЕСТЬ МНЕНИЕ, ЧТО ЛЮДИ ТЕХНИЧЕСКОГО СКЛАДА УМА ИМЕЮТ ОСОБУЮ СТРАСТЬ К ПРЕКРАСНОМУ — НА КОНТРАСТЕ С ФОРМУЛАМИ И ЦИФРАМИ. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЗНАНИЯ В ТОЧНЫХ НАУКАХ ПОМОГАЮТ В ТВОРЧЕСТВЕ?

Я не думаю, что именно знания в точных науках могут как-то помочь в творчестве. Другое дело, что, чтобы достичь хороших результатов в какой-либо точной науке, вроде теоретической физики, например, сделать какое-то открытие, нужно обладать очень гибким восприятием, иметь необычный взгляд на самые привычные вещи, иметь хорошее воображение и быть открытым для любых самых неожиданных и невероятных поворотов дела. И эти качества, безусловно, являются важными в творчестве. Но самое главное, что у человека должно быть что-то, о чём он хочет рассказать: какая-то история, которую он хочет поведать, посыл, которой он хочет передать. Выражая всё это посредством искусства, мы и занимаемся творчеством. Поэтому я думаю, что склад ума никак не влияет на способность человека к творчеству. Любой навык можно развить, будь то чувство прекрасного, хороший вкус или же способность производить вычисления и продумывать инженерные решения.

В НАШЕМ ГОРОДЕ МАЛО ТОЛКОВЫХ МУЗЫКАНТОВ

ВЫ ПРОШЛИ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННОЕ КОЛИЧЕСТВО РОК-, ПОП- И ДЖАЗОВЫХ ГРУПП. ЧТО ВАМ ДАЛ ЭТОТ ОПЫТ?

Этот опыт дал мне всё. Я стал музыкантом, играя во всех этих группах. Каждый музыкант должен «пощупать» как можно больше различных жанров музыки. Только так можно овладеть наиболее полной палитрой музыкальных красок.

КАК ПРИНЯЛИ РЕШЕНИЕ НАЧАТЬ СОЛЬНУЮ КАРЬЕРУ?

Решение начать сольную карьеру я принял отчасти, когда начал понимать, что в нашем городе совсем мало толковых музыкантов, а настоящих единомышленников, готовых ради музыки на серьёзные шаги, у меня здесь нет вовсе. Я понял, что пишу музыку для составов, у которых нет реальных шансов пробиться хоть куда-то по различным причинам: из-за большой занятости музыкантов, которых я звал играть, из-за того, что они не верили в мою музыку, из-за того, что она не была им близка, из-за того, что не все отчётливо понимали, для чего они вообще всем этим занимаются. Вариант поиграть просто на досуге, «для души», давно перестал меня интересовать. Музыка — это вся моя жизнь, и для меня нет другого варианта, кроме как идти с ней до конца. Музыкант должен играть. К сожалению, людей, полностью разделяющих мои взгляды, я здесь не встретил. Занимаясь на инструменте дома, я всё время пытался изобрести способ сыграть музыку в одиночку. И на каком-то этапе мои эксперименты дошли до точки, когда я стал сочинять музыку, которую могу сыграть один, только лишь на своём инструменте.

МУЗЫКА СВОБОДЫ

ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВАМ НУЖНО РАССКАЗАТЬ О ДЖАЗЕ ЧЕЛОВЕКУ, СОВЕРШЕННО НЕЗНАКОМОМУ С МУЗЫКОЙ. КАК БЫ ВЫ ЕГО ОПИСАЛИ?

Это очень просто. Джаз — это музыка свободы. Своими корнями джаз уходит к песням американских рабов, людей, которые никогда не были свободны физически, но всегда были свободны душой. Это полностью и отразилось в их музыке. Джаз несёт в себе этот особый дух свободы, двойственное настроение, казалось бы, пронзительного отчаяния, но в то же время умиротворения и спокойствия, чего-то очень светлого и доброго. Кроме того, джаз является импровизационной музыкой, поэтому каждый исполнитель имеет полную свободу и не ограничен только лишь тем, что написано в нотах. Настоящий импровизатор способен точно выразить свой внутренний мир и отразить в своём соло текущий момент и всю окружающую его реальность. Всё это живое и постоянно меняется, поэтому и музыка получается разная каждый раз и существует только в момент исполнения. И поэтому живые выступления всегда интереснее записи и оставляют гораздо более сильное впечатление.

ПОЧЕМУ ИЗ ВСЕХ ФОРМ, ЖАНРОВ И НАПРАВЛЕНИЙ ВЫБРАЛИ ИМЕННО ДЖАЗ?

Я думаю, что не выбирал эту музыку. Это она выбрала меня. Всё, что я сейчас описал, всегда было очень близко мне, и у меня просто не было выбора, когда я встретился с этой музыкой. Она сразу же захватила меня, когда я впервые услышал местных ребят — группу Joy Spring, на концерт которых однажды попал и с которыми в дальнейшем прошло моё становление как джазового музыканта. Я всегда буду благодарен им за это.

ЛЮДЯМ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ ЧАЩЕ ДРУГИХ ПРИХОДИТСЯ СТАЛКИВАТЬСЯ С КРИТИКОЙ. КАК ВЫ К НЕЙ ОТНОСИТЕСЬ? МНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ ИМЕЕТ ДЛЯ ВАС БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ?

Никто не идеален, любому человеку всегда есть куда расти, и это бесконечный процесс. Поэтому к любой критике я отношусь положительно и всегда выношу для себя какой-то урок. Если критика очевидно беспочвенная и несёт в себе цель лишь только задеть меня лично, то меня она совсем не беспокоит. Иногда даже радует, потому что я понимаю, что уже как минимум человек не остался равнодушным к тому, что я делаю. О всех своих слабых сторонах я знаю сам, и когда меня критикуют по делу, то это как правило совпадает с моим собственным пониманием положения дел и помогает лишний раз обратить внимание на нужную область и сосредоточиться на ней. Большое значение для меня имеет мнение только близких мне людей и больших профессионалов, людей, которых я сам считаю сильными музыкантами.

ГЛАВНОЕ — ПОСТОЯННАЯ РАБОТА НАД СОБОЙ

ВЫ ПРЕПОДАЁТЕ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО КЛАССУ БАС-ГИТАРЫ. КАК СТАЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ?

В определённый момент моей деятельности на меня стали обращать внимание начинающие музыканты, стали задавать вопросы, просить показать и объяснить им что-то. Я это делал с удовольствием. Потом мне уже просто стали приходить сообщения с предложением провести урок. И эти предложения я тоже принимал с удовольствием. Постепенно появились постоянные очные ученики в Кемерове. С начинающими музыкантами из других городов занимаюсь с помощью Skype. Однажды я увидел объявление о том, что в нашем городе открывается частная музыкальная школа и что идёт набор преподавателей. Я просто пришёл на собеседование, немного поиграл, и меня приняли.

ЕСТЬ ВОСПИТАННИКИ, КОТОРЫМИ ВЫ УЖЕ МОЖЕТЕ ГОРДИТЬСЯ?

Не могу выделить кого-то из своих учеников. Я ценю абсолютно каждого из них и считаю, что каждый способен добиться всего, чего захочет. Главное — постоянная работа над собой. Это могут все без исключения, это вопрос только лишь желания и мотивации. Моя первоочередная задача как преподавателя — хорошо мотивировать учеников, посеять в них желание заниматься музыкой. И это то, что я стараюсь делать, подавая им пример. Я очень хочу, чтобы кто-то из них пошёл гораздо дальше меня, это будет настоящим поводом для гордости.

КАК УЧИТЕЛЮ, ВАМ ПРИХОДИТСЯ ОТДАВАТЬ СВОИ ЗНАНИЯ И ОПЫТ ДРУГИМ ЛЮДЯМ. ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЛИТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ НЕ ТОЛЬКО СО ЗРИТЕЛЯМИ В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ, НО И С БУДУЩИМИ КОЛЛЕГАМИ, А ВОЗМОЖНО, И КОНКУРЕНТАМИ ВАЖНА ДЛЯ ВАС?

Безусловно, как и для любого музыканта, возможность делиться творчеством, знаниями и умениями с любыми другими людьми, будь то слушатели на концерте или ученики на уроке, для меня крайне важна. Это то, для чего, собственно, и занимаются музыкой — чтобы выразить себя и передать это другим. Но для меня в музыке не существует такого понятия, как конкуренция. Каждый музыкант уникален, у каждого своя музыка, сравнивать музыкантов и композиторов просто некорректно. Все хороши по-своему. У меня нет конкурентов, потому что я ни с кем не соревнуюсь. Это не спорт, здесь всё устроено по-другому. Я никогда не стремился занять чьё-то место, получить чью-то славу и заработать чьи-то деньги. Всё, чего я хочу — стать настолько хорошим музыкантом, насколько это для меня возможно, всегда развиваться, чтобы иметь возможность видеть и максимально точно выражать всё то прекрасное, что окружает нас в этом мире. Передавать это в музыке, получать от этого новые впечатления и снова преобразовывать их в музыку.

NIRVANA — ЕДИНАЯ МАТЕРИЯ

ВСПОМНИТЕ ПЯТЬ МИНУТ ПЕРЕД ПОСЛЕДНИМ КОНЦЕРТОМ, КОТОРЫЙ У ВАС БЫЛ. ЧТО В ЭТОТ МОМЕНТ ПРОИСХОДИТ?

Меня полностью покидают любые мысли. Я стараюсь всецело отдаться моменту и Вселенной, настроиться на приём её мощной бесконечной энергии, которая творит саму жизнь и поэтому несёт в себе всё самое прекрасное. Чтобы передать это слушателю. Если это получается, то я практически не участвую в процессе — я сам просто наблюдаю, как течёт музыка, как она выходит из меня и передаётся слушателям.

ЧТО ВДОХНОВЛЯЛО В РАНИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА? КЕМ БЫЛИ ВАШИ «ГЕРОИ»? ИЗМЕНИЛИСЬ ОНИ СЕЙЧАС?

Конечно, с течением времени менялись мои вкусы в музыке, а соответственно и музыканты, которые меня вдохновляли. В самом начале моих занятий, когда я был в рок-музыке, самым большим героем для меня являлся Курт Кобейн. В джазе, пожалуй что, Янек Гвиздала — современный американский бас-гитарист и композитор, музыка которого мне наиболее близка на протяжении уже как минимум семи лет. Я считаю его своим заочным наставником, от которого я научился почти всему, что умею. Помимо них у меня ещё очень много любимых музыкантов, и повторю ещё раз, что каждый из них уникален и хорош по-своему, поэтому я не могу дополнительно кого-то выделить. Я люблю и слушаю очень много совершенно разной музыки.

20 ФЕВРАЛЯ ЭТОГО ГОДА КУРТУ КОБЕЙНУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 50 ЛЕТ. ПО СЛУЧАЮ НЕКОТОРЫЕ ИЗДАНИЯ СОСТАВИЛИ СПИСОК САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ПЕСЕН NIRVANA. КАК ВЫГЛЯДИТ ВАШ ТОП ЛЮБИМЫХ ПЕСЕН ГРУППЫ?

Музыку Нирваны я слушал, наверное, гораздо больше любой другой музыки за всю жизнь. Помимо всех официальных изданий альбомов и концертов у меня есть коллекция абсолютно всех возможных когда-либо сделанных концертных и неизданных аудиозаписей, ранних демо, любительских видео и всего остального, к чему имеет отношение Курт Кобейн. Списка любимых песен у меня нет и никогда не может быть, потому что я люблю всё творчество Кобейна целиком. Это единая материя вместе с личностью музыканта, которого я безгранично ценю и уважаю.

МУЗЫКА — ЖИЗНЬ

ЧАЩЕ ВСЕГО У ЛЮДЕЙ ЕСТЬ РАБОТА И ЛЮБИМОЕ ДЕЛО. ВАШЕ ЛЮБИМОЕ ДЕЛО СТАЛО РАБОТОЙ. ЧЕМ ЕЩЁ УВЛЕКАЕТЕСЬ?

У меня почти бесчисленное множество интересов. Можно сказать, что всего понемногу. Я немного занимаюсь фотографией и видеографией. Немного дизайном. Играю в хоккей и слежу за всеми хоккейными соревнованиями. Немного занимаюсь йогой. Собираю кубик Рубика на скорость. Моё среднее время — чуть больше минуты, среди спидкуберов это, мягко говоря, позор. Но я и не претендую на профессионализм — у меня просто не хватит времени на столько тренировок. Веду сообщество во «ВКонтакте» по джазовой и импровизационной тематике. Хожу в театр. Катаюсь на велосипеде. Интересуюсь теоретической физикой, читаю научно-популярные книги в этой области.

ЕСЛИ БЫ У ВАС БЫЛО ПО ОДНОМУ СЛОВУ, ЧТОБЫ РАССКАЗАТЬ О СЕБЕ, МУЗЫКЕ И САМОЙ БОЛЬШОЙ МЕЧТЕ, КАКИМИ БЫ БЫЛИ ЭТИ ТРИ СЛОВА?

О себе — борьба. О музыке — жизнь. О самой большой мечте — играть.

вверх