Вход

Реалити-квесты: это только начало

Реалити-квесты: это только начало

Про реалити-квесты сегодня знают многие: кто-то играл, кто-то занимается квест-туризмом, а кто-то просто слышал название. Афиша задалась вопросом: будут ли живы квесты как новый вид развлечения через пару лет, почему такой формат стал модным и сколько ему осталось жить.

Фото: Мария Жеребцова,
Тимур Аминов


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

«Escape the room» - жанр компьютерной игры, с которого начались реалити-квесты. Персонаж должен разгадать загадки и выбраться из комнаты. Такие квесты стали активно развиваться в 90-ых годах. А вот первый реалити-квест появился в 2007 году в Японии, затем перекочевал в Европу и Америку. И в 2013 году квесты стали открываться в Москве. В Кемерове о них узнали в конце 2014 года. Первыми квесты открыла сеть «выХод».

«Реалити-квест — источник эмоций, которые в обыденной жизни пережить сложно или вообще невозможно», — объясняет один из команды создателей реалити-квеста «выХод» в Кемерове и Новосибирске Антон Радо.

Основная аудитория квестов — взрослые. Антон рассказывает: когда они открывали первый квест, собирались ориентироваться на школьников и студентов, но оказалось, что к ним чаще приходят взрослые люди, в том числе бабушки и дедушки. Радо видит причину в том, что взрослому, в силу жизненного опыта, сложнее испытать потрясающие эмоции. А человеку они нужны. Для детей — квесты становятся детализированной игрой. Для взрослых же квест — особая история. Игра с принципами не игрового мира, в которой ценится подлинность атрибутики и детальная проработка пространства, чтобы играющий мог погрузиться в него и стать его частью. Локация «Совершенно секретно» — именно такая.

Совершенно секретно

«выХод» — крупнейшая сеть реалити-квестов за Уралом. Они придерживаются принципа: не повторять сценарии внутри одного региона, Это забота о квест-туризме. Дублировать сценарий можно только за пределами округа: то есть «Совершенно секретно» нельзя будет увидеть в Новосибирске, например.

Официальная история в сюжете локации такова: поисковый отряд «Память» отправляется в рабочий поселок Ноябрьск, где в старой пятиэтажке, по их данным, проживал ссыльный немецкий военный Ханс-Хеннинг Демлов. Отряд заходит в квартиру, которая оказывается не заперта. По закону жанра дверь захлопывается от сквозняка. Теперь, чтобы выбраться, нужно раскрыть тайну немецкого военного. История длиною в десятилетия... или которая только начнется.

«Мы не создавали сюжет специально к юбилею Победы. И не стали спекулировать на этой теме в преддверии праздника. Об этой дате и подвиге нужно помнить не только 9 мая, — объясняет Антон. — Изначально мы хотели отдать дань прошлому, погрузить в него играющих и заставить задуматься. Последней цели мы добились даже лучше, чем думали: люди выходят не только с горящими глазами, но и обсуждают сюжет, его логику и морально-нравственный аспект».

Создатели квестов «выХод» соблюдают несколько принципов:

  • реалистичность;
  • аутентичность;
  • логика.

Для локации «Совершенно секретно» усиленно искали атрибуты: здесь и подлинные предметы интерьера того времени, и кровать — настоящая, немецкая. В локации вообще много чего аутентичного настолько, что мороз по коже бежит — но рассказывать не будем. Лучше увидеть своими глазами.

«По нашей неофициальной статистике, пройдя один квест, гости в течение месяца проходят остальные локации. Мы, конечно, такими результатами гордимся».

Выживание «комнаты»

Причина стремительной популярности квестов — в эмоциях и правильной организации. А еще в том, что многим хочется специфических развлечений.

«В некотором смысле мы прививаем вкус, с другой стороны, распаляем желание — опытным квестерам хочется все новых и новых ощущений: более сложных, более страшных, более необычных, - размышляет Антон. - Команды стали более разборчивыми и искушенными. Они вдохновляют нас придумывать все более изощренные сценарии и прибегать к нестандартным решениям. Люди уже привыкли, что «ВыХод» всегда удивляет, и мы не можем их подвести. Сколько проживет локация - неизвестно. Самая первая локация в Новосибирске «Бункер» и по сей день остается одной из самых востребованных».

Но по мнению Антона, чтобы реалити-квесты продолжали существовать, нужно понимать, что в какой-то момент локацию придется закрыть. Как только она перестанет вызывать желание разгадывать ее тайны и не будет приносить эмоции, как только, чисто прагматически, ее пройдет большая часть гостей — локация себя изживет. Новые комнаты должны на порядок превосходить старые.

«В Кемерове, например, у нас уже работает три локации: «Совершенно Секретно», «Дракула» и «Воздушная угроза», сейчас мы строим новый квест «Адская кухня» в жанре хоррор. Как ни странно, все вроде бы как боятся испугаться, но именно за этими эмоциями и идут. Жанр хоррора очень популярен среди квестеров. А вот тема тюрьмы, лаборатории уже пройденный этап».

«Есть легенда, что в мире существует три элитных ресторана, в которых для особых гурманов подают человечину. Вам предстоит стать гостями одного из таких ресторанов, ну как гостями... продуктами» — обозначено в анонсе в группе квеста «Вконтакте».

Начало или конец

Антон часто обсуждает вопрос живучести квестов с командой. Мнения разные, но все сходятся на том, что в ближайшие несколько лет с рынка будут уходить безыдейные квесты-однодневки. Локации станут качественнее, а сюжеты все более захватывающими. В конечном итоге это будет только на руку квестерам.

«Реалити-игры — это не столько мода, сколько показатель того, что людям не хватает в жизни», говорит Радо.

Квест — возможность вжиться в ту ситуацию, в которой побывать хочется, поиграть в нее хочется, но в реальной действительности сталкиваться с ней нет никакого желания: зомби, мистика, тюрьма, эксперименты в лаборатории и так далее.

Антон уверен, что благодаря этому квесты сейчас экспансивно занимают свою нишу в сфере развлечений. Они точно не вымрут, но возможно эволюционируют. Как, например, все в той же Японии — из крытых помещений и комнат, реалити-квесты постепенно перебираются на улицу, стадионы и поля. «выХод» планирует запуск узкотематических площадок: для большого количества участников и одного, для тимбилдинг и даже детских.

Адрес: улица Николая Островского, 31; улица Мартемьянова, 85.
Телефон: +7(923) 503-66-99, +7(3842) 770-717.

сайт

группа «Вконтакте»

вверх