Вход

«Путешествие с Достоевским»: по стопам великого писателя

«Путешествие с Достоевским»: по стопам великого писателя

В Кемеровском областном музее ИЗО открылась выставка, посвящённая 195-летию писателя, чьё имя непременно ассоциируется с Петербургом, – «Путешествие с Достоевским». В основе экспозиции лежат иллюстрации как самих книг, узнаваемые тысячами, – от Шмаринова до Константинова, так и произведения «по мотивам», навеянные творчеством автора. В проекте поучаствовали несколько музеев и частные собиратели, что в принципе делает выставку уникальной. Она продлится до начала февраля.

Текст: Максим Полюдов
Фото: Александр Патрин

Экспозиция состоит примерно из 120 произведений графики и живописи и даёт возможность заглянуть в прошлое более чем на сто лет назад. Это помогает проследить, как менялось восприятие Достоевского авторами разных эпох: от современников писателя до ныне живущих художников.

Условно «Путешествие с Достоевским» делится на три раздела. Первый посвящён ведущим иллюстраторам книг писателя – упомянутым Шмаринову и Константинову, а также Глазунову, и менее известным Линицкому, Косенкову, Грабарю и Пименову.

Большинство из них жили и творили в советское время. Главный хранитель Кемеровского областного музея ИЗО и куратор выставки Галина Лавренкова считает, что это объяснимо спецификой того периода.

«Тогда особое значение придавалось иллюстрированию книг, и существовали крупные издательские предприятия, которые могли себе позволить выпускать большими тиражами классическую литературу. При этом оформление книги выступало отдельным жанром, делая саму книгу больше эстетическим объектом. Для этого приглашали талантливых художников, которые этим занимались. И книга, по сути будучи просто литературой, одновременно становилась и художественным достоянием», – объясняет Галина Лавренкова.

Однако многие из иллюстраторов настолько проникались прозой Достоевского, что нередко переосмысливали его, создавая, что называется, станковые произведения, которые становились выставочными.

Второй раздел выставки – это образ Петербурга, к которому у Достоевский имел неоднозначное отношение. Несмотря на внешнюю неприязнь к северной столице, герои его книг нередко сосуществовали именно с этим (и в этом) городом, который сам становился основным действующим лицом романов, – что, например, ярко выражено в «Преступлении и наказании».

«У писателя своё отношение к городу – сложно сказать, какое оно. Некоторые считают, что он его не любил, другие находят, что он, наоборот, говорил о нём с любовью. Но мы видим, как Петербург создаёт атмосферу в произведениях, влияет на героев. Это ощущение Петербурга, которое существует у читателя Достоевского, мы попытались воссоздать на выставке», – рассказывает главный хранитель.

Третий раздел посвящён советскому художнику-графику – Виталию Горяеву. Старшему поколению он знаком по иллюстрациям сатирического журнала «Крокодил», которые сейчас считаются классическими. Горяев имел свою манеру написания произведений – небанальную, своеобразную, отчасти шаржированную и сюрреалистичную, но оттого ещё более эмоциональную. Художник проиллюстрировал всего три романа Достоевского: «Идиот», «Преступление и наказание» и «Подросток», – но потратил на это более 30 лет своей жизни. Он создал тысячи набросков, эскизов, подготовительных рисунков, а «Подросток» так и не успел закончить.

«Иллюстрация – это отдельный жанр, отдельное прочтение. Художник путешествует за автором, а за художником путешествует зритель, ведь визуализация литературных образов очень важна. Но сейчас она происходит по-другому – чаще всего через экранизации. В то же время художники подходят к этому совершенно по-другому, а издатели, стараясь удешевить выпуск, чаще всего вообще от иллюстраций отказываются. Мы же хотим показать, насколько они могут дополнить книгу и стать с ней одним целым», – говорит Галина Лавренкова.

Помимо Кемеровского областного музея ИЗО, участниками проекта стали московский Государственный литературный музей, Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Новокузнецкий художественный музей и частная коллекция семьи Горяевых.

СХОДИТЬ НА ВЫСТАВКУ

вверх