Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока

«Прямая речь» творца

«Прямая речь» творца

В залах Кемеровского областного музея изобразительных искусств продолжает свою работу выставка «Прямая речь». Это вторая межрегиональная выставка сибирского автопортрета, которую курирует искусствовед Марина Чертогова. «АФИША» на A42.RU побывала на выставке и делится впечатлениями.

Текст: Екатерина Лейсле
Фото: архив музея ИЗО

Проект выставки «Прямая речь» — масштабный. Экспозиция из двухсот произведений живописи, графики, скульптуры, художественной фотографии, видеоарта, декоративно-прикладного искусства профессиональных мастеров всех поколений. На выставке произведения художников из 17 городов Сибирского федерального округа: Абакана, Барнаула, Горно-Алтайска, Иркутска, Красноярска, Кызыла и других. К ним присоединились и бывшие сибиряки Николай Домашенко (Санкт-Петербург), Даниил Меньшиков (Москва) и Любовь Серова (Челябинск). Главное, что объединяет все работы – «прямая речь» творцов.

По словам Марины Чертоговой, к автопортретам во все времена был живой интерес. Произведения похожи на исповедь и раскрывают зрителю любопытные детали о том, как художник представляет себя в этом мире и этому миру.

Как известно, выставки автопортретов устраиваются достаточно часто: в столицах и регионах, городские и всероссийские. Однако в художественной жизни Сибирского федерального округа такой выставки межрегионального статуса не было никогда.

Новый проект оставит будущим поколениям портрет профессионального сообщества второй половины XX – начала XXI века и поможет понять мироощущение авторов – свидетелей времени. Также коллекция автопортретов вполне может стать хорошим материалом для научных исследований разного плана.

Среди множества автопортретов, ироничных, стилизованных, по-своему уникальных и заслуживающих внимания зрителей, есть две работы кемеровского художника, члена Международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП ЮНЕСКО Василия Коробейникова. Это «Автопортрет с мамой» 2005 года и «Вечерняя меланхолия» 2015 года.

Примечательны они тем, что большинство картин Василия Коробейникова насыщены цветовым разнообразием и радостью жизни, а представленные на выставке произведения мрачны.

«В каком бы жанре ни работал художник, он всё равно «пишет» себя. Вот натюрморт. Это же не количество предметов и их расстановка, это ощущения, эмоции автора, выраженные через выбранную композицию и краски», — уверен Василий Коробейников.

Из сотен картин Коробейникова – порядка десятка автопортретов, сделанных в разные годы. Для него автопортрет не самолюбование, а попытка увидеть себя в этом мире. Некое видение себя через себя. Первый автопортрет Василий Николаевич написал, чтобы отточить мастерство рисунка. Учился «строгости» по работам Альбрехта Дюрера, изучал трактаты о живописи Вечеллио Тициана. Но, как сам признаётся художник, свой темперамент, свою манеру и видение не спрячешь. Как-то иконописец Михаил Проськин высказал мнение, что в произведениях хорошего друга и коллеги Коробейникова прочитываются мотивы бренности, скоротечности и иллюзорного обмана. И это так.

Автопортрет Василия Коробейникова, который хранится в фондах музея имени Михаила Врубеля в Омске, называется «Погружение в себя». На холсте художник отобразил два образа: себя маленького и себя взрослого. Вообще же история появления любой картины занимательна, так как раскрывает автора. Обывателю сюжет может показаться нелепым или малозначимым. Но в этом-то вся суть. Ухватить момент, наполнить его смыслом и запечатлеть. Особенно интересны мотивы создания автопортретов.

История «Вечерней меланхолии» незатейлива, но как нельзя лучше говорит о мировоззрении художника – сегодняшний день обязательно уйдёт в вечность, каким бы он ни был.

«Как-то вечером пришёл в мастерскую. Из коридора вскользь посмотрел на тёмное окно с белой шторкой, и тут мне стало как-то жутко. Занавеска напомнила саван», — рассказывает Василий Коробейников о том, что послужило толчком к созданию полотна.

В итоге появилась инфернальная картина. Все символы читаемы: ночь, окно, белое полотно, отражение в стекле.

Сюжет истории создания «Автопортрета с мамой» на первый взгляд обычен и ничем не примечателен. Василий Николаевич также вечером вернулся домой. Пока снимал в коридоре пальто, мельком увидел в зеркале отражение мамы Юлии Михайловны, наблюдавшей в сторонке, как вернулся сын.

Момент на самом деле очень трогательный. «В тот миг у меня зародилась мысль, что мама всегда рядом. Где бы ты ни был, она как ангел-хранитель наблюдает и оберегает. Мы этого не замечаем в суматохе дней.

«А ведь мы с братом Николаем (художник Николай Корбейников живёт и работает в Томске) именно у мамы научились видеть красоту. Она всегда верила в наши способности и успех и боялась спугнуть вдохновение», — делится Василий Николаевич.

Впрочем, на выставке есть похожие по философии работы. Например, у омского художника Георгия Кичигина или томского графика и живописца Сергея Лазарева. По итогам конкурса, состоявшегося в рамках проекта, мастера заняли призовые места.

вверх