Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока

МЕСТНЫЕ. Турист и фильммейкер Михаил Довыденко

МЕСТНЫЕ. Турист и фильммейкер Михаил Довыденко

Михаил Довыденко — технарь по образованию и настоящий романтик в душе. Журналу «Афиша» на A42.RU Михаил рассказал о чувстве прекрасного, съёмках на кратере вулкана и работе, которую никто не видит.

Текст: Настя Роску
Фото: личный архив героя

Моё образование далеко от творчества. Сначала гимназия, где я учился на физмате, потом КузГТУ по специальности инженер-программист. По моим наблюдениям, чувство прекрасного очень часто появляется у людей технических профессий, как противоположность точным наукам. Наверное, поэтому нередко приходится видеть в горах учёных-альпинистов, аспирантов, докторов наук.

Я начал снимать ещё в 2000-х на miniDV-камеры и цифровой фотоаппарат. В основном это было баловство, но я помню, как меня впечатлила программа для видеомонтажа Adobe Premiere. Помню, как впервые наложил на снятое видео музыкальный трек. Это было маленькое волшебство. Хобби тогда помогло мне устроиться работать в рекламное агентство видеомонтажёром. Собирал рекламные блоки и отвозил на телецентр. Даже разработал формат телегазеты, который потом крутили на ТНТ. Платили хорошо, я был на втором курсе, а зарабатывал больше, чем мама.

У меня долго не было своей камеры, тем более любительские того времени не позволяли делать качественную съёмку. В 2008 году я заработал на первую зеркалку и был поражён качеством фотографий. Стал больше снимать в походах.

Мне кажется, настоящий прорыв произошёл в тот момент, когда зеркалки стали снимать видео. Тогда ко мне пришло второе дыхание. Поначалу я брал зеркалку у друзей, тренировался, потом купил свою, и вот в тот момент я по-настоящему погрузился в создание видео. Изучал прошивки энтузиастов Magic Lantern для Canon, узнавал, как снимать таймлапсы. Считаю, что именно любовь к экстремальным видам спорта и к природе привила мне чувство прекрасного.


Обычно для видео я темы не выбираю. Просто снимаю какие-то события, про которые хочу рассказать. Чаще всего это репортажная съёмка, из которой потом делаю историю. Несколько раз перед предстоящим походом я прокручиваю вероятный сценарий в голове: хочу снять вот это, а ещё вот так буду снимать. Но поход — это непредсказуемое событие. Например, в очередном мартовском походе я планировал дойти до перевала и постоять там два-три дня, чтобы поснимать ночные таймлапсы, звёздное небо, но когда мы пришли туда, была пурга. Пришлось быстро спускаться с гор в долину реки, а небо было затянуто ещё неделю, и постоянно шёл снег. Но со временем всё равно приходит опыт, и в итоге можешь накидать примерный план, которому будешь следовать.

Работа над видео — это длительный процесс, который невидим для зрителя. Съёмка — это далеко не всё. Нужно отсмотреть материал, найти саундтрек, который будет соответствовать эмоциональному окрасу различных частей видео. Потом работа со звуком, цветокоррекция, рендер. Сам постпродакшн занимает, наверное, 80% времени. Раньше я не делал озвучку, потому что далеко не все могут говорить на камеру. Но со временем пришло осознание, что каждый ролик — это история прежде всего. В голове сформировалось выражение: Поход — это история, и её нужно рассказывать. Недавно для расширения аудитории я сделал субтитры на английском и немецком в нескольких роликах. Помогали мне носители языка: одноклассница, которая живёт на Аляске, и знакомые из Германии.



Не могу сказать, что как-то особенно горжусь каким-то роликами. Есть довольно качественные работы из последнего, которые не стыдно показать друзьям, представить на конкурсах. Два года я участвую в различных туристических фестивалях. Занимал первые и вторые места в Уфе, Нижнем Новгороде, на Кузбасском альпфестивале. А вот на питерском фестивале не прошёл отбор. Оценка творчества — дело субъективное. Если тебя хвалят друзья — это не показатель. Некоторые отзывы действительно приятно услышать. Например, было предложение снять экспедицию в Гималаи, приуроченную к юбилею Кемерова и Новокузнецка. Не факт, что позовут, но приятно.

Из всех съёмок больше всего запомнилась работа на кратере вулкана. В 2012 году я взошёл на Ключевскую Сопку на Камчатке. Это практически пять тысяч метров над уровнем моря. На вершине тепло. Обычно наоборот, чем выше, тем холоднее. Стоишь на краю кратера, а откуда-то из глубины доносятся прямо загробные звуки. Как будто огромным молотом бьют по наковальне. Спустя неделю Ключевская начала извергаться. После такого думаешь, что видел всё, но на самом деле в мире очень много красивых мест. Плато Путорана — страна водопадов, Чукотка, Камчатка, Байкал с его льдами всех оттенков синего, необыкновенные Чарские пески, Непал, ледник Перито-Морено, Аляска — везде хочется поснимать. Жизни не хватит, чтобы во всех местах побывать, но стремиться к этому надо.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

вверх