Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока

КВАРТАЛ ЭЛИТЫ ПРОЛЕТАРИАТА: ЭКСКУРСИЯ С ВЛАДИМИРОМ СУХАЦКИМ

КВАРТАЛ ЭЛИТЫ ПРОЛЕТАРИАТА: ЭКСКУРСИЯ С ВЛАДИМИРОМ СУХАЦКИМ

Сегодня Соцгород в Центральном районе Кемерова, по правде говоря, захолустье. А больше полувека назад здесь создавался облик настоящего социалистического города с жильём для рабочих-передовиков, учёных и врачей, со всей необходимой для комфортной жизни инфраструктурой. Сейчас всё выглядит совсем иначе, и кроме старожилов мало кто догадывается, какие события здесь разворачивались. В обозримом будущем Соцгород исчезнет. Современные деловые центры и кварталы заменят старые дома.

Текст: Екатерина Лейсле
Фото: Максим Киселёв,
Вячеслав Втюрин

ДЕЛОВОЙ КЛУБ АРХИТЕКТОРОВ

Экскурсия с краеведом Владимиром Сухацким в рамках проекта творческого объединения «Кот да Винчи» начинается в знаковом месте – на улице Володарского, 11. Сейчас там располагается Кемеровский объединенный учебно-методический центр по ГО и ЧС. В 1930-х годах двухэтажное каменное здание с бильярдной, читальным залом и столовой построили для встреч творческой интеллигенции и дали ему название делового клуба. В первую очередь, в клубе собирались выдающиеся архитекторы, выпускники столичных вузов Д. Зезин, Н. Текутов, В. Цабель. В то времена это был инкубатор идей.

«В 1920-х годах жильё для пролетариата Советская власть не предоставляла. Поэтому возникло понятие «нахаловка», когда люди самовольно рыли себе землянки. Самая главная «нахаловка» до середины 1960-х годов — в овраге близ горсада. В подземных норах жили 25 процентов кемеровчан», — рассказывает Владимир.

Картина удручающая: пьянь, безграмотность, грязь. Перед приглашёнными специалистами стояла задача построить жильё для передового пролетариата недалеко от рабочих мест: Кемеровская ГРЭС, Коксохимзавод, Азотно-туковое производство. На территории примерно в 60 гектаров обрести уют должны были 20 – 30 тысяч человек.

Не случайно, что по соседству с деловым клубом на месте базара расположились Дом культуры строителей, а рядом: архитектурно -строительный техникум.

МАГАЗИН БЕЗ ПРОДАВЦА

В довоенное и послевоенное время никто не строил отдельные здания магазинов. Продуктовые, булочные, хозтовары размещались на первых этажах жилых домов. Но правил без исключений не бывает. На пересечении проспекта Кузнецкого с улицей Рукавишникова полгода просуществовал первый в городе магазин без продавца. Причина, почему он так скоропостижно закрылся, проста – воровство. Руководство обвиняло нечестных горожан, хотя вполне вероятно, что само проворовалось, переложив вину на посетителей.

Интересно название магазина в доме на улице Черняховского – «розовый». Получилось так из-за цвета отделки. Спустя годы, «розовый» стал «Объективом». А магазин, расположенный через сквер от «розового-объектива», из-за чёрного обрамления витрин именовался в народе «чёрным».

ИЕРАРХИЯ ГОРОДОВ

Соблюдение в советские времена иерархии регионов и городов определяло даже виды материалов для отделки зданий. Областным центрам природный камень, которым облицовывались «сталинки» в Москве и Ленинграде, не полагался.

1955-1956 годы стали переломными в архитектуре Кемерова. Органы архитектуры на местах обязаны были пересмотреть проекты всех строящихся зданий и внести в них изменения для удешевления работ.

Так произошло и с целым кварталом в центре которого должен был быть главный корпус Горного института.

По идее московского архитектора Лидии Комаровой, спроектировавшей МВТУ им. Н. Баумана, над центральным входом в кемеровский вуз была запроектирована башенная надстройка со стальным шпилем и гранитная облицовка цоколя. Но планы в жизнь не воплотились. Вместо гранита – штукатурка, шпили демонтированы.

Даже от детского сада на первом этаже профессорского дома на улице Весенняя, 26 пришлось отказаться. Вместо него открылся магазин.

САМЫЙ КРОШЕЧНЫЙ ПАРК

В 1937 году построено здание кинотеатра «Москва». Оно связывало деловой центр с жилым кварталом. Изначально в конкурсе победили новосибирские архитекторы. По их проекту в здании располагался не только кинозал на 700 мест, но и тир, выставочная площадка, танцплощадка с джазовым оркестром, буфет. Правда, туалет находился на улице. Поэтому никто не выбрасывал билет на сеанс – обратной дороги не будет.

Окончательный проект здания принадлежит Зезину.

Любопытная история связана со сквером у кинотеатра. В 1949 году Александр Волошин получил Сталинскую премию второй степени за роман «Земля Кузнецкая». В честь праздника писатель купил ящик водки и колбасу, которую развесил на ёлках. Неожиданную пирушку надолго запомнили посетители «Москвы».

События происходили в самом маленьком парке на сегодняшний день – в парке предпринимателей Кузбасса, где сейчас, по подсчётам Владимира Сухацкого, растет 70 деревьев и кустарников, поставлено четыре скамейки и урны.

КУЛЬТАРМЕЕЦ КУЗБАССА

К драматическому искусству жители Щегловска приобщались в клубах, затем во Дворце труда — сейчас в этом здании находится Кемеровский областной колледж культуры и искусств, где расположился театр «Культармеец Кузбасса». Но это было в 1934 году. Во время войны спектакли шли в здании кинотеатра «Москва» с половины девятого вечера. Затем актёры вновь переехали в здание Дворца труда. Собственным зданием актёры обзавелись лишь в 1961 году. По задумке авторов, театр должен был быть похож на древнегреческий Парфенон, с портиком и фронтоном. Но архитекторам пришлось переделывать существенные детали. Так, по распоряжению первого руководителя области Л. Лубенникова в Кемерово из Москвы приехал автор проекта Максимов. Ему предстояло переделать балконы так, чтоб было как в Большом театре, и обязательно с золочёным рельефом.

А ещё Лубенников распорядился переписать фреску на потолке. Пионерка из художественной композиции показалась ему слишком фигуристой. Но сколько ни переделывали, девочка была то слишком худая, то старая, то снова полная. Рассудив, начальник решил, что дочь шахтёра – символ зажиточности. В итоге оставили «полный» вариант.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

вверх