Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока

Концерт из скрипов и радиоволн

Концерт из скрипов и радиоволн

14 октября в Творческом Объединении «Кот да Винчи» состоялся международный концерт новой музыки. Из Берлина в Кемерово прилетели Иен Дуглас-Мур и Пол Рот. Они играют музыку экспериментального направления. От российской сцены импровизационной музыки на концерте выступил кемеровский музыкант Александр Маркварт.

Текст: Кирилл Тилькин
Фото: Екатерина Фоменко

В зале очень тихо, минимум света. Вне помещения вьюга нагоняет все новые и новые слои снега. Внутри — скрежет шифера в ветреную погоду, скрип старинного дома на лесной опушке, ночные щелчки пустой квартиры. Все это звуки, которые освобождает Александр Маркварт с помощью губок, щеток, кубика Рубика и рояльных струн на акустической гитаре. Сейчас даже скрип двери уже воспринимается как часть музыкального полотна Александра.



«Нужно расширять знания о музыке, — объясняет организатор сегодняшнего концерта и фестиваля «Тезисы» Александр Маркварт, — Все привыкли, что есть 60-е годы и на этом музыка остановилась. Но она развивается. Конечно, человеку, который слушает только ДДТ, сложно воспринимать мое выступление, у него нет ассоциации с мелодией. Чтобы понимать разную музыку надо и слушать много разной музыки. Если человеку не понятно мое творчество, я просто советую ему развивать эстетическое восприятие».

После чае-печенюшного перерыва и обучения Иена фразе «один капучино, пожалуйста» музыкальный вечер продолжается.

Иен берет электрогитару, Пол продувает саксофон. И в зале начинаются звуки, сравнимые с белым шумом или с фонящим микрофоном. Дуглас-Мур вытягивает из гитары ноты, которые иногда доходят до звона в ушах. Звуки и шумы Иен медленно накладывает друг на друга до выстраивания стены. Рот то поддерживает тон Иена, то выборочно выдает что-то протяжное. Все это моментами напоминает дрон или эмбиент. Музыканты держат шумовую стену 30 или 40 минут. На часы в такой момент совсем не смотришь.



«Обычно мы играем один трек примерно на 25-40 минут. У него есть основная нить, но возможны вариации. Мы находим хороший звук в каждом месте и иногда обнаруживаем внезапные вещи, — делится Пол Рот. — Я использую музыку для контакта с людьми. Я играю звуки, потому что это работа множества инструментов. И звуки этих инструментов всегда разные в разных местах. У меня несколько музыкальных проектов, после Кемерова я лечу выступать в Токио. Разные проекты для меня — это смена инструментов, смена звука и разная энергетика».

Зрители по-разному воспринимают услышанное. Некоторые слушают выступление лежа, этому располагают диваны «Кота да Винчи». Часть слушателей вдумчиво вглядывается, прикладывая руку к голове. Кто-то покачивается, входя в транс.

«Я давно слушаю эмбиент и хотел попасть на живое выступление», — говорит зритель Аркадий Телицин. — Такая музыка вводит в состояние, похожее на медитацию. Я ее включаю, когда что-то читаю, пишу, изучаю. Концерт — это всегда атмосфера, и она еще больше погружает в музыку. Я не заметил, как пролетели эти два часа».

Последний номер вечера — импровизация всех участников концерта. Три человека сидят на сцене. Пол Рот «причмокивает», таким звуком обычно зовут лошадь, в саксофон, Александр подхватывает и стучит пальцами по гитаре — в помещении раздается лошадиный галоп. Иен гитарой уводит образовавшуюся «лошадь» в далекие степи, в стратосферу перехваченных радиоволн. После прекращения всяческих звуков — несколько секунд неловкого молчания. «Все или не все?», — задается вопросом каждый зритель. Но Пол жестом показывает: «Можно» — и зрители начинают аплодировать.



После выступления Александр анонсирует мероприятия, на которых можно послушать разную музыку. 6 ноября в четвертый раз приезжает испанский гитарист Анхель Онталва, международный фестиваль «Тезисы», по словам организаторов, единственный большой фестиваль новой музыки за пределами столиц, пройдет в Кемерове с 18 по 22 ноября.

Количество международных концертов в Кемерове увеличивается и становится уже тенденцией:

«К нам приезжают люди, которые готовы играть музыку везде, — рассказывает Александр Маркварт, — Многим иностранцам интересна Россия, и они хотят побывать именно в Сибири. Музыка — это всегда реакция на окружающую среду, она существует потому что вокруг существует много звуков. На самом деле нет разницы, кто перед тобой сидит: русские или португальцы. Музыка — это интернациональный язык».

вверх