
Мы — это прочитанные нами книги. Каждая настоящая, сильная история как прожитая жизнь. Она меняет нас, позволяя острее чувствовать боль и счастье, лучше понимать других и самого себя. Журнал «Афиша» на A42.RU продолжает рубрику, которая позволит одним глазком взглянуть на книжные полки наших героев, чтобы узнать о них что-то новое.
Сегодня мы заглянем в библиотеку Алексея Левина, куратора «Кино-Арт-Кафе», кинообозревателя и соорганизатора кинофестиваля «Видение».
«Рассказы»
Антон Чехов, он же Антоша Чехонте, он же Человек без селезенки
Многие, я думаю, ещё помнят, что в советские времена была такая система — тем, кто сдавал 20 килограммов макулатуры, давали талон на приобретение всяких дефицитных книг и собраний сочинений. Вот именно таким образом в нашем доме появился 18-томник Чехова, который, пожалуй, до сего времени остается моим самым любимым писателем. Так точно, ёмко и цельно сказать про человека никто не может до сих пор.
«Талисман»
Стивен Кинг
Я не люблю фэнтези по большому счёту, но у Кинга как всегда — жанр (и ужасы в том числе) лишь оболочка для того, чтобы провести с читателем очередной сеанс психоанализа, вытащив наружу всех его демонов и ангелов. Кинг великолепный психолог, прекрасно знающий и понимающий не только своих персонажей, но и тех, кто будет читать его книги. Путешествие мальчика для спасения своей мамы в компании с волком-оборотнем — это дорога и моей жизни в том числе.
«Королева Марго»
Александр Дюма
Удивительно, я не очень люблю исторические фильмы, но вот литературу просто обожаю. После увлечения всеми этими интригами и скандалами при дворах Людовиков и прочих королей я в подростковом возрасте часто переживал, что не родился в то время и не принимал участия в этих головокружительных приключениях. При этом «Королева Марго» ещё и одна из первых феминистских книг — образ сильной женщины, попытавшейся не играть по мужским правилам, у Дюма получился отличным.
«Чок-Чок»
Фридрих Горенштейн
Поначалу этот роман произвёл на меня какое-то гнетущее и тягостное впечатление, но вот что интересно — другие книги стирались из памяти, а история Сережи Суковатого так цепко вцепилась в мой мозг, что избавиться от неё невозможно и сейчас. Цинизм и реальность обыденной жизни напрочь разбивают романтику и мечты — об этом каждый до своего полученного опыта может узнать из этой книги.
«Дворянское гнездо»
Иван Тургенев
Открытие Тургенева в школьные годы было для меня просто-таки удивительным делом. Когда одноклассники читали о фантастических приключениях и рыцарских турнирах, я буквально проглатывал истории о русских дворянах. И продолжаю поражаться, что можно писать так высокохудожественно, красиво и при этом просто, понятно и чрезвычайно увлекательно.
«Лисы в винограднике»
Лион Фейхтвангер
Ещё один исторический роман в моём списке, который, правда, в отличие от произведений Дюма уже больше приближен к реалиям времени. Помню, после прочтения мне ещё долго снились сны о том, что я вместе с Бомарше, Бенджамином Франклином и Людовиком XVI пытаюсь разрулить какие-то политические проблемы и оказываюсь постоянно замешанным в различных заговорах.
«Моя жизнь в искусстве»
Константин Станиславский
Моя жизнь в искусстве началась как раз-таки с этой толстенной книги. Именно она сформировала моё мировосприятие и понимание истинного искусства, определила его значение как для каждого конкретного человека, так и для мира в целом. При этом она очень живо и увлекательно написана, так что никакого академизма в ней и в помине нет. И именно после неё я очень точно понял в каких случаях, сталкиваясь с пошлостью и дрянью в искусстве, надо говорить: «Не верю!».
«Жизнь насекомых»
Виктор Пелевин
Все проходят через тот момент жизни, когда оправданием её бессмысленности и пустоты становится понятие постмодернизма. Им так легко и просто объяснить всё окружающее, да и находящееся в себе самом. И вот если в такие времена ты знакомишься с творчеством Пелевина, то он становится твоим гуру, наставником, джедаем, богом. Читаешь и в каждой строчке, как в Библии, видишь откровение, отмычку к тайнам бытия и сознания. И строчки молитвы на ночь обычно берёшь как раз-таки из его произведений.
«Мастер и Маргарита»
Михаил Булгаков
Вероятно, самый банальный ответ в подобных вопросах на самую любимую книгу. Она встречается как минимум у 80% опрашиваемых.
Я не могу сказать, что я в восторге от истории Мастера и Маргариты — мне она всегда казалась несколько скучной и пресной. Также вся эта дьяволиада и прочие сатанинские приколы были для меня чересчур экзальтированными. Но это единственная книга которую я перечитывал раз пять (при этом я терпеть не могу возвращаться к уже прочитанному и увиденному — это касается и литературы, и кино). В какой-то момент непреодолимо тебя тянет открыть обложку и прочитать: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах…», чтобы уже не оторваться ни на секунду до самого конца. В общем, чертовщина какая-то.
«Щегол»
Донна Тартт
Одно время литература меня начала разочаровывать, перестала вызывать яркие эмоции и впечатления. Всё казалось повторяющимся и скучным. Почти два десятка лет я не читал ничего, кроме журналов и постов в соцсетях. А когда вновь вернулся к чтению, всё что мне попадалось, может быть даже и нравилось, но не удивляло, не изумляло, не восхищало. Пока я не взял в руки «Щегла».
Тартт вернула мне любовь к литературе — пьянящую, безрассудную, всепоглощающую. Когда ты засыпаешь ночью, с трудом отрываясь от страниц, с мыслями побыстрее бы вновь к ним вернуться. Когда тебе трудно работать, потому что думаешь только о том, а что будет дальше с героями, ставшими тебе родными и близкими. Ты всё время, пока читаешь книгу, живёшь только её событиями, её персонажами, ставшими твоим собственным миром. И это пугает, и восхищает одновременно.