Вход

«Человеку нужен человек»: поэт Рома Фандорин о музе и Facebook

«Человеку нужен человек»: поэт Рома Фандорин о музе и Facebook

23 апреля в Кемерове выступил поэт из Красноярска Рома Фандорин. Главная тема его стихотворений — любовь. На концертах Рома сочетает музыку, видеоряд и стихи, создавая неповторимую атмосферу.

О романтизме и о том, как рождаются трогательные строки — в большом интервью журнала «Афиша» на А42.RU.

Текст: Денис Борд
Фото: Дарья Верзилова

ФАНДОРИН, ЕГО СТИХИ И ГДЕ ОНИ ОБИТАЮТ

ТЫ ГОВОРИШЬ, ЧТО РОМА ФАНДОРИН — ПРЕДПОСЛЕДНИЙ РОМАНТИК. КАКОВО ИМ БЫТЬ И КТО — ПОСЛЕДНИЙ?

Романтизм во всём — это не маска, это такое жизненное кредо. Даже несмотря на то, что теперь говорят: «Время романтиков прошло: и последних, и предпоследних», поэтому быть предпоследним романтиком — не самая выигрышная позиция. Я вырос в окружении романтизма, и наше время не только не прошло, но ещё впереди.

РАССКАЖИ, КАК ПОЯВИЛСЯ АКУНИНСКИЙ ПСЕВДОНИМ? ВЕДЬ ЭТА ФАМИЛИЯ СРАЗУ ВЫЗЫВАЕТ РЯД АССОЦИАЦИЙ С ИЗВЕСТНЫМ ПЕРСОНАЖЕМ.

Это была полнейшая глупость с «Фандориным», я до сих пор не могу от этого избавиться. Никнейм пришёл случайно: программный директор, который впервые выпустил меня в эфир, заявил, что нужно придумать эфирное имя. Я в силу своего романтизма предложил вариант: Рома Июль. Директор странно на меня посмотрел и сказал: «Будешь либо Ромой Лондон, либо Ромой Ричи». Ну какой я Лондон, ну какой я Ричи... До эфира оставалось полчаса, мы вспомнили недавно вышедший на экраны «Турецкий гамбит», так я стал Фандориным.

Сейчас уже не желаю называться Фандориным, и, возможно, в будущем что-то поменяется — не хочу никак себя скрывать, даже под псевдонимом. И в своих стихах я искренне переживаю за то, чтобы что-то у кого-то не слямзить, даже какую-то метафору, даже неумышленно — не хочу повторяться ни в чём. Поэтому с годами Фандорин мне нравится всё меньше.

КАКИЕ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ СВОЕГО ТВОРЧЕСТВА ТЫ ВЫБРАЛ?

Facebook сейчас — самое удобное и эффективное место для того, чтобы знакомить людей с поэзией. Эта соцсеть развивается громадными темпами, здесь очень большая и качественная аудитория. Кроме того, в Facebook у видео просто космическая отдача — как раз для моих роликов, никакого сравнения с «ВКонтакте».

«В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО»

КОГДА МИР УСЛЫШАЛ ТВОИ СТИХИ?

Впервые они прозвучали в эфире радио, на котором я работал. Вёл передачу по заявкам и выдавал свои строки. Часто — экспромтом, то, что приходило прямо во время эфира. Открывал «Блокнот», писал, читал во время передачи, а потом закрывал программу и нажимал «Не сохранять». Чего только я не приносил в студию. Но всё это было лиричным, без матов и пошлостей. Думал, что когда стихи в эфире услышит руководство, то меня либо выгонят, либо попросят этого не делать.

Но нет, понравилось слушателям, и рекламодатели стали положительно отзываться. Мне даже предложили выпустить фирменный диск, на котором перед песнями я читал стихи. Так всё и завертелось, сделали первый вечер в Красноярске — у нас в городе очень большая аудитория. Сейчас на радио я занимаюсь в основном административной работой, эфиры тоже веду, но стихов уже не читаю.

ВЕРА ПОЛОЗКОВА, АХ АСТАХОВА И ДРУГИЕ ПОПУЛЯРНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПОЭТЫ ЗАПИСЫВАЮТ АЛЬБОМЫ И ПУБЛИКУЮТ АУДИО-СТИХИ. ТЫ ПОШЁЛ ДАЛЬШЕ И РЕШИЛ ДЕЛАТЬ КЛИПЫ, РАССКАЖИ ОБ ЭТОМ?

Формату «стихи на видео» всего год, это такое расширение аудитории. Стихотворения визуализируются, подключаются другие каналы восприятия. Опять же, моё творчество хорошо расходится в Facebook, а там нельзя, например, просто взять и прикрепить аудиозапись: с видео всё проще. Сейчас я уже снимаю и монтирую сам, главное, чтобы на это было время, ведь нужно найти локации, моделей. Это, конечно, привлекает больше слушателей, но «в начале было слово», поэтому работа над текстами всё же в приоритете.

Чаще всего в клипах снимаются модели, реже — знакомые девушки. Видеоряд тоже только наполовину «наш», так же, как и музыка — специально для роликов написано где-то 10%. Сейчас я иду к тому, чтобы было больше уникального аудио- и видеоконтента, потому что чужой нельзя свободно выложить в iTunes и на YouTube. Некоторые стихи так и не увидели свет в клипах, потому что их заблокировали из-за авторских прав.

О ВДОХНОВЕНИИ И НЕОБЫЧНЫХ СТИХОТВОРНЫХ РИТМАХ

КОМУ ТЫ ПОСВЯЩАЕШЬ СТИХОТВОРЕНИЯ, И КТО ТВОЯ МУЗА?

Большинство стихотворений не посвящено конкретной персоне, это такой внутренний шейкер из переживаний, который выливается в стихи. Для меня муза — это не обязательно один человек, который вдохновляет. Разумеется, есть стихи, которые кому-то посвящены, но их немного и это личное. Муза — это и части моей биографии, и чужие стихи, и другие художественные произведения. Но человеку нужен человек — это, конечно, приоритетно.

Раньше я тоже говорил, что вдохновение приходит спонтанно, когда хватаешь ручку и записываешь, но на самом деле это бредятина полная, такого не бывает. Иногда случаются вспышки, когда сел и написал с чистого листа, но обычно всё иначе: в голову приходят мысли, я их формулирую, структурирую. Потом сажусь и всё записываю, и, кстати, никогда ничего не правлю, ничего не меняю.

ДРУЖИШЬ С ДРУГИМИ ПОЭТАМИ?

Лично нет. Здорово, что сейчас есть столько талантливых поэтов, чем больше — тем лучше. Раньше ведь «шестидесятники» собирали целые стадионы, и будет круто, если это вернётся.

В ТВОИХ СТИХАХ НЕТ ТВЁРДОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФОРМЫ, ЭТО СОЗНАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ — НЕ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ КАНОНОВ?

Да, поэтому я никогда не состоял в поэтических сообществах, не участвовал в конкурсах — приглашения на них приходят чуть ли не ежедневно, прямо спам какой-то. У меня нет чётких рамок, которым я почему-то должен соответствовать. Нет, мои стихи — это то, как я высказался. Из-за этого часто бывают проблемы в общении с неуравновешенными учителями литературы, которые тоже не понятно, откуда берутся вообще.

Высоцкий называл свои стихи зарифмованной прозой, я под этим высказыванием подписываюсь — зарифмованная проза. Часто говорят про меня: «А где там у него рифма? Вот это с этим не рифмуется!». Здесь же всё на уровне восприятия, кто-то её слышит, кто-то не слышит, но за рифму я отвечаю.

ВЕЧНАЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ

В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ БЫЛИ РАЗНЫЕ ПОЭТЫ, И СТИХИ У НИХ БЫЛИ РАЗНЫМИ. СЕГОДНЯ БОЛЬШИНСТВО ИЗВЕСТНЫХ ПОЭТОВ ПИШЕТ ПРО ЛЮБОВЬ — ПОЧЕМУ?

Да, многие спрашивают: «Почему одна любовная лирика? Почему всё одно и то же?». У меня нет гражданской лирики, нет мозговой поэзии, как у Бродского. Может, время меня куда-то выдвинет, конечно. Но пока так. На любви всё построено, как иначе?

Современные поэты очень разные, Соломонова, Ах Астахова, Ес Соя. Вот раньше как происходило: «Танки идут по Праге, Танки идут по правде», — пишет Евтушенко. И всё, вся страна читает. Сейчас тоже есть подобное: Быков с «Гражданином поэтом», Губерман тоже пишет в своей плоскости. Но сейчас это не получает такого резонанса, не так влияет на людей. Почему? Возможно, потому что всего стало много.

Ты выкладываешь стихотворение, а через секунду оно опускается в ленте и уходит. Иногда что-то выстреливает и получает тысячи репостов, тогда это запоминается. После недавнего теракта в Питере мне попадались шикарные, наикрутейшие стихи по этой теме. Но тут же вышло 10 песен, 18 роликов, 500 блогеров сняли репортаж, и стихи затерялись — всего стало очень много.

Сам я никогда не писал что-то на заданную тематику. Если оно пишется, то пишется, а заставлять себя я не могу, не умею вымучивать. Возможно, мне даже в этом плане повезло: из-за своей неровности, из-за темы любви у меня есть свой почерк. Он выделяет меня из массы поэтов, которые пишут под того же Асадова и даже Ес Соя.

О ПРОЗЕ, ЧТЕНИИ И ГАСТРОЛЯХ

КАКУЮ ЛИТЕРАТУРУ ТЫ САМ ПРЕДПОЧИТАЕШЬ В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ?

Пастернак, Евтушенко, Рождественский, Шпаликов, Серебряный век и «шестидесятники» — это моё. Из прозы — «Доктор Живаго», хотя её сейчас я читаю мало, в основном это не художественная литература, а статьи «фейсбучного» формата. Кстати, есть интересный проект «Не зарастёт» — подписываешься, и каждое утро тебе на почту приходит одно стихотворение одного поэта, и к концу года, например, я смогу сказать, что прочитал всего Пушкина. В современном ритме жизни такой подход очень удобен и полезен. Мечтаю купить собрание сочинений Довлатова, очень его люблю, но очень мало читал, и ещё — Зощенко.

ПОЭТУ СЕЙЧАС НУЖНЫ ГАСТРОЛИ? КАК ПРОХОДЯТ ТВОИ КОНЦЕРТЫ?

Гастролирую в основном по городам Сибири, в Красноярске концерты чаще всего проходят, в Санкт-Петербурге и в Москве. Считаю, что поэтам необходимо выезжать на гастроли в другие города, это новая аудитория, и я всегда рад, когда замечаю, что люди приходят сначала один раз, а потом и во второй, и в третий. Ведь сейчас очень сложно заявить о себе, пробиться сквозь большое количество не только других творческих личностей, но и откровенного мусора.

Во время выступлений я не только читаю стихи, но и пою, это разбавляет, разгружает вечер. Планирую сделать свой моноспектакль, состоящий из мыслей, умозаключений, монологов, я сознательно не хочу, чтобы в нём был сюжет.

вверх