Вход

7 ярких моментов «Фестиваля фестивалей»

7 ярких моментов «Фестиваля фестивалей»

22 апреля в Кемерове состоялся седьмой ежегодный «Фестиваль фестивалей». Масштабная творческая площадка объединила кино, театр, музыку, фотографию и другие виды искусства. Фестиваль убедительно доказал, что кемеровскому зрителю всё это интересно — вопреки распространённому мнению скептиков. Журнал «Афиша» на A42.RU собрал самые яркие моменты «ФФ», для тех, кто его пропустил.

Текст: Татьяна Цветкова
Фото: Дарья Верзилова

КИНО, КОТОРОЕ ЕЩЁ НИКТО НЕ ВИДЕЛ

В своё время «ФФ» задумали для того, чтобы сравнить уровень кемеровского международного фестиваля короткометражного кино и анимации «Видение» с другими российскими киносмотрами — оценить программы, обозначить сильные и слабые места. Очень скоро «Фестиваль фестивалей» вышел за рамки одного лишь киноискусства. Но ключевая составляющая осталась: каждый год кемеровские зрители видят подборки новейших фестивальных короткометражек. Причём подборки эксклюзивные: большинства фильмов в широком прокате ещё нет.

В этом году в Кемерово прислали свои фильмы московские фестивали «Коник» и «АртКино», Суздальский фестиваль анимации, швейцарский Corto Helvetico al Femminile, зрители увидели подборку работ участников Высших курсов сценаристов и режиссёров и победителя фестиваля «Кыргызстан — страна короткометражных фильмов». По традиции свои подборки представили кемеровский кинофестиваль «Видение» и гурьевский «Молибденовый лопух». А фильмом закрытия стал взорвавший в прошлом году «Кинотавр» и взявший главный приз «Кредит» Вадима Валиуллина — жёсткая и не стесняющаяся в выборе слов сатира на ситуацию, в которой живёт сегодня добрая половина россиян, готовых отдать свою жизнь — в прямом и переносном смысле — за ипотеку. Сам режиссёр даже записал короткое видеообращение к кемеровским зрителям, в котором выразил надежду, что его работа найдёт отклик в сердце каждого.

Киноплощадка — единственная «территория» «ФФ», работающая без перерыва: зритель волен выбрать наиболее интересные для себя киноблоки, потратив остальное время на другие площадки, или провести за просмотром кино все пять фестивальных часов.

ПРЕМЬЕРЫ ОТ КЕМЕРОВСКИХ РЕЖИССЁРОВ

Можно долго говорить о необходимости существования регионального кинематографа и его перспективах, но факт остаётся фактом: в Кемерове есть режиссёры, которые снимают хорошее кино. На «Фестивале фестивалей» сразу два из них представили свои новые фильмы широкой публике.

Если для Екатерины Куприяновой её минималистический триллер «Месть. Ж» — вторая киноработа, то у Юлии Волковой уже шесть фильмов и участие в нескольких престижных кинофестивалях, включая Каннский, куда два года назад она возила свою короткометражку «Порыв». Трогательная история о детстве и взрослении «Завтрак», которую увидели кемеровские зрители — работа, созданная в процессе обучения в московской Академии театрального и кинематографического искусства Н.С. Михалкова. «Мне хотелось показать мир ребёнка, некоторые кадры у меня в голове были очень давно, и я рада, что сделала попытку перенести их на экран», — призналась режиссёр.

Кстати, по окончании фестиваля зрителеи поучаствовать в самых настоящих киносъёмках — эпизода дипломной работы Юлии Волковой «Звездочёт», для которого нужен был ночной город, звёздное небо и люди, наблюдающие звездопад.

БИТВА СО ЗРИТЕЛЕМ

Формат «ФФ» уже сложился — это работающие одновременно тематические площадки, из которых зритель выбирает наиболее интересные. При этом каждый раз организаторы придумывают новые ходы. В этом году им стал так называемый баттл — битва со зрителем и за него. В формате жаркой дискуссии участники фестиваля и его гости искали ответы на вопросы, актуальные для регионального искусства — на примере Кемерова. Если вы хоть раз задумывались, почему в музеях или театрах даже в премьерные дни так мало посетителей, а репертуар кемеровских кинотеатров почти неотличим друг от друга, поговорить об этом можно было на «Фестивале фестивалей». И не просто поговорить, но услышать мнение тех, кто непосредственно кино или театром занимается.

Так, в ходе дискуссии «Театр сегодня» директор литературного театра «Слово» Александра Казанцева, модератор площадки, вместе с представителями городских театров, психологами, студентами и родителями, чьи дети любой культурный досуг воспринимают как наказание, выясняла, каким должен быть по-настоящему интересный зрителю театр.

А во время баталии «Зритель vs. кинотеатр» режиссёр Михаил Бондаренко вместе с менеджером по прокату кинотеатра «Зимняя вишня» Натальей Константиновой разбирались, зачем нужен формат 3D, почему в Кемерове самые дорогие билеты в Сибири и почему кассовое кино практически вытеснило с экранов независимое, оставив последнему лишь неудобные сеансы.

Немного сгладить остроту последнего момента обещают киноклубы, активно появляющиеся в городе в последнее время. Причём киноклубы самые разные — от вполне традиционных, представляющих интересное авторское кино, до домашних или православных. Представители четырёх из них — Lumière, «Смотри и думай», «Кино-Арт-Кафе» и Time for tea — на площадке «Киноклуб vs. киноклуб» сразились между собой за внимание зрителей, рассказав, почему кино интереснее смотреть в клубе, а не кинотеатре. Подсказка: из-за бурных обсуждений после просмотра.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ

Музыка — ещё одна традиционная составляющая «Фестиваля фестивалей». Причем это не просто звук, заполняющий паузы в перерывах между дискуссиями, мастер-классами и кинопремьерами, чтобы зритель легко переключился с одного на другое. Но полноценная константа, позволяющая каждый год делать новые музыкальные открытия. В прошлом году зрителей фестиваля удивляла гостья из Великого Новгорода, сочетающая наивный синти-поп и глубокую социальную тематику текстов — Маргарита Попова, более известная слушателям как Вихрия.

В этом году музыкальный блок представили дебютанты кемеровской сцены — группа Your Eyelids. Первый сингл музыканты выпустили в ноябре прошлого года, но, учитывая свежесть звучания и способность тонко лавировать между музыкальными жанрами — от почти джазового саксофона до солнечного инди-попа и тяжёлого рока, большие площадки у кемеровчан не за горами.

К слову, в этом году на фестивале музыку не только слушали, но и записывали сами — на отдельной площадке работала rec-студия KwazarSound, в считанные минуты превращавшая любую «минусовку» в полноценный музыкальный трек.

ТЕАТР КАК ФОРМА СВОБОДЫ

Не обязательно быть зрителем, если хочется быть актёром — пусть даже только в масштабах своей собственной вселенной. Каждый год на «Фестивале фестивалей» театральные мастерские Кемерова организуют простые и занимательные мастер-классы актёрского мастерства, сценической речи и короткого погружения в профессию. Кому-то это помогает избавиться от зажатости и раскрыться, а кого-то увлекает настолько, что превращает в постоянного слушателя театральной студии.

Возможность убедиться в том, что театр — это не только созерцание, но и действие, на «ФФ» есть у каждого. На этот раз на фестивале работали две разнонаправленные площадки мастер-классов: руководитель первой кемеровской театральной студии «Сцена» Ирина Бервено рассказывала зрителям об азах актёрского мастерства, а директор народного театра «Ярус» Ярослава Уткина провела мастер-класс для начинающих театральных и кинорежиссёров «основы драматургии. Событийный ряд. Борьба».

ИСКУССТВО БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ

Одним из главных гостей «Фестиваля Фестивалей» стал томский театр «Индиго» под руководством артиста театра и кино Александра Постникова. «Индиго» — социальный проект, который объединил профессиональных артистов, студентов из группы «Актёрское искусство» колледжа социально-культурных технологий и инноваций, среди которых есть глухие и слабослышащие, и ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Вот уже 10 лет артисты театра успешно ставят спектакли, а последние два года ещё и снимают полнометражное кино, выигрывая городские и областные гранты.

Две киноработы — экранизацию собственного спектакля «ЗЛОумышленники» по рассказу Чехова и апокалиптическую трагедию «Слепцы» — томичи представили в Кемерове. Чтобы уместиться в хронометраж фестиваля, полуторачасовые фильмы пришлось сократить до 13-15 минут. Что не уменьшило их ценности: например, мысль о том, что разучившееся видеть и слышать друг друга человечество обречено на гибель, считывается и в формате короткометражки.

По словам Александра Постникова, если бы у «Индиго» была возможность создать собственную киностудию, они бы сделали это, не задумываясь. Независимые киностудии — это то, чего сейчас так не хватает региональному кинематографу, чтобы расти и развиваться. А умение слушать глазами и видеть душой — не особый талант, а свойство человеческой природы, о котором мы просто забываем. Чтобы напоминать об этом, и появляются необычные социальные проекты.

ВДОХНОВЕНИЕ

Организаторы «Фестиваля фестивалей» честно признаются, что седьмой год работы стал одним из самых напряжённых и тяжёлых — организовать масштабное городское событие пришлось без какого-либо стороннего финансирования. Выручала поддержка коллег, дружеские связи и статус «ФФ» — все ведущие киносмотры, включая «Кинотавр», согласились прислать свои фильмы абсолютно бесплатно. Страшно переживали из-за входных билетов — чтобы окупить аренду, цены на них пришлось поднять с привычных 150 до 300 рублей. Но зритель шёл, смотрел кино, включался в дискуссии, спорил, учился пластике, играл в интеллектуальные игры, слушал музыку, читал стихи, привычно сетовал на невозможность побывать на всех интересных площадках одновременно, даже не заметив всех этих сложностей.

«На этот раз во время фестиваля мы волновались меньше обычного, так как успели перенервничать до него. И в целом, нам кажется, всё получилось — были лишь небольшие технические накладки, но без них не обходится ни одно мероприятие», говорит один из организаторов «Фестиваля фестивалей» Алексей Левин.

«В этом году мы старались показать хорошее кино, поговорить о насущных вопросах, поспорить, послушать музыку, поиграть и большое внимание уделить театральному искусству — в рамках фестиваля было много площадок, связанных с театром, добавляет его коллега, режиссёр Юлия Волкова. — Также я рада что в рамках мероприятия мне удалось немного рассказать об Академии Н.С. Михалкова и показать уникальные кадры с репетиций Никиты Сергеевича со слушателями Академии».

Для многих кемеровчан «Фестиваль фестивалей» стал привычным явлением, место которого в культурной жизни города обсуждать не приходится. Поэтому хочется верить в его будущее — и лучше благодаря, а не вопреки обстоятельствам.

вверх