«Тёмные времена»: бенефис двух гениев

«Тёмные времена»: бенефис двух гениев

Прицельная история, развёрнутая вокруг одного гениального человека — Уинстона Черчилля, и рассказанная другим гениальным человеком — Гэри Олдманом, «Тёмные времена» — вероятно, лучший байопик о знаменитом премьер-министре Великобритании. Ниже расскажем, почему.

Текст: Настя Роску
Фото: films.ru

Стечение чрезвычайных обстоятельств — вот, что стало причиной назначения Уинстона Черчилля на пост премьер-министра Великобритании. На дворе стоял трагический май 1940 года. Европейские государства склонялись и падали под железным кулаком фашистских войск. Выбора у британской власти не было: нужно было идти на невероятные уступки, жертвовать независимостью, отрекаться от ценностей и забывать о гордости. Только так, путём мирных переговоров, можно было выпросить помилование для целой нации. Но тут на арену вышел он — непреклонный, неоднозначный, иногда попросту невыносимый Уинстон Черчилль, который пошёл против течения, уступив место голосу сердца тогда, когда все слушали только голос разума.

Черчилль решил не сдаваться, чего бы это не стоило. Цена была высока, но итог говорит сам за себя: Британия не пала, дух английских солдат не был сломлен, Гитлер, которому, как мы знаем, предстояло ещё немало разочарований, первый раз не смог победить. Именно об этом судьбоносном решении и пойдёт речь в фильме «Тёмные времена».

Байопик как жанр предполагает наличие центральной фигуры, персонажа, прорисовке которого будет подчинено всё действие. Но даже для байопика в «Тёмных временах» невероятно много главного героя. Подавляющее большинство сцен с Черчиллем. Если Черчилля вдруг не в комнате, то он либо где-то рядом, либо сцена нужна для того, чтобы отразить все грани его сложной личности. «Тёмные времена» — однозначный бенефис героя, за которым очень приятно наблюдать не только зрителю, но и режиссёру.

Джо Райт даже не пытается скрыть того, что боготворит премьер-министра. Не лишая героя задокументированных в многочисленных биографиях далеко не положительных качеств (несговорчивость, склонность впадать в агрессивные состояния, непоследовательность, грубость, эгоцентричность — это только вершина айсберга), Райт лелеет своего Черчилля, подкидывая ему слёзы крупным планом и другие кинематографические плюшки. Пытаясь сделать вид, что ни о какой идеализации речи не идёт, Райт всё равно идеализирует героя. Есть подозрение, что на «туманном Альбионе» такое отношение к великому лидеру наблюдается у многих.

При великолепном сценарии, наполненном как вдохновляющими, так и весьма забавными репликами, красивых, немного растянутых планах, тёмных красках и прочих плюсах, жемчужина фильма — это, конечно, Олдман. Весь фильм — его сцена, и он царит на ней, как и полагается одному из лучших актёров не только на сегодняшний день, но и в принципе. Речь здесь уже идёт не о неоспоримом таланте, но, в первую очередь, о мастеровитости. Передать то, что Олдман делает в кадре, как он двигается, как работает одними глазами, поворотом головы или интонацией — практически невозможно. Работа актёра в «Тёмных временах» — это учебное пособие и примерно 90% успеха всего фильма.

Есть в байопиках ещё одна характерная черта: они далеко не всем интересны. Зритель, решающий посмотреть фильм об известном человеке, обычно заинтересован в его биографии ещё до просмотра. У «Тёмных времён» в этом вопросе два козыря: вышеуказанный и восхвалённых Гэри Олдман и ещё один гений — сам Черчилль. Совершающий фатальные промахи, далеко не всегда принимавший верные решения, но сплотивший целую нацию с помощью ораторского искусства — Уинстон Черчилль стоит того, чтобы его узнать, также как «Тёмные времена» того, чтобы их посмотреть.

«Тёмные времена» в кино

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

вверх