Вход
Не помню пароль
Восстановление пароля
Регистрация
Проекты А42.RU
Рецензия. «Красавица и Чудовище, и феминизм, и гомофобия»
Рецензия. «Красавица и Чудовище, и феминизм, и гомофобия»
17 Марта 2017

Как же всё-таки хорошо быть маленьким. Главная забота — убедиться, что папа не завязал бантики криво, а мама точно заберёт во время сончаса в детском саду. А ещё очень хорошо смотреть красивую и добрую сказку, не приплетая к ней феминизм, гомофобию, политкорректность и вообще мозг. В половозрелом возрасте смотреть фильмы, не обдумывая их и не связывая с насущными общественными вопросами, не получается. Как непременно сказала бы чья-нибудь бабушка, «шибко умные стали». Правильно бы сделала. Вот и «Красавица и Чудовище» попали в круговерть из обсуждений и осуждений и уже совсем перестали быть похожими на сказку.

Текст: Настя Роску
Фото: film.ru

О сюжете этого фильма говорить бессмысленно — его и так все знают. Заклинание — роза — странная Белль — странный папа — очень умный конь — замок — плен — компромиссы — симпатия — атака на замок — воскрешение признанием в любви — свадьба. Собственно, всё. Если зритель смотрел мультфильм 1991 года, то он практически смотрел фильм 2017-го. Процентов на 80–85 точно. В фильме добавили несколько забавных сцен, несколько незабавных, но интересных сцен — например, флешбек в прошлое Чудовища и историю матери Белль. Ещё добавили пару персонажей, в числе которых клавесин и темнокожий местный пастор — это к слову о политкорректности. Франция, XVIII век. Темнокожий священник. Всё логично.

Именно это почти 100%-е сходство покоя не даёт. С одной стороны, фильм совсем не плохой, с другой — не понятно, зачем его вообще снимали. Для чего, кроме кассовых сборов, был нужен этот кинематографический рерайт? Эпоха перезапусков конкретно так поднадоела. Понятно, что со времён Шекспира человечеству удалось придумать не так-то много уникальных сюжетов, но что же после этого и не пытаться?

Смотрится «Красавица и Чудовище» легко. Декораторы поработали на славу. Дворец Чудовища внутри богаче Зимнего, а снаружи вообще нечто восхитительное. Приятно, что антураж в основном не рисованный. Очевидно, что картонный, но не рисованный. В отличие от Чудовища, с которым беда. Сделан с технической точки зрения он великолепно, но современные технологии столь же гениальны, сколь и губительны. Вот пример —«Властелин колец» и «Хоббит». Во «Властелине» орков рисовали только в массовых сценах. На крупном плане это люди в жутком гриме. Среднестатистические орки — ещё полбеды, а вот урук-хаи дико страшные. В «Хоббите» орков рисовали всех. Они, вроде, тоже страшные, но как-то не так. При том, что визуальные образы люди воспринимают проще, мы всё равно подсознательно чувствуем, где правда, а где нет. Чудовище — это не правда. И зрителю в некоторой степени плевать, что с ним там происходит. Он не живой, а картинке как-то странно сопереживать. Рисовали бы тогда уж и Белль. Меньше было бы вопросов к Эмме Уотсон.

Первый вопрос к Эмме Уотсон, которым всё время с момента объявления каста фильма исходили на желчь злопыхатели: кто, мол, сказал, что она красавица. Это, конечно, зверство. И дело не в том, достаточно ли Эмма Уотсон хороша для Белль внешне. Героиня родилась в городе, где живёт от силы человек 200. Если убрать мужчин, детей и пожилых, то конкуренция у неё не особо суровая. Дело в том, что сказка о внутреннем мире человека и его красоте, которая легко затмевает внешнюю, если просто сделать шаг навстречу. У Эммы Уотсон осознанный умный взгляд. Хорошая ли Уотсон актриса — другой вопрос, но начитанность, в отличие от радости, грусти и любых эмоций, не сыграешь. Она либо есть в глазах, либо нет. У Эммы есть, и это всё, что было нужно для роли Белль. Красота тут ни при чём.

Второй вопрос к Эмме Уотсон — её звание борца за права женщин. На фоне общего бесконечного рассуждения на тему того, как злобный Disney пичкает малых деток феминизмом с рождения, выбор Уотсон на роль был попросту роковым. Доморощенные критики активизировались: вот, мол, мужиков-то в мультиках ни во что не ставят, делают их дураками бесхребетными или злодеями. Тут надо разбираться. Революция началась с «Русалочки». Если раньше принцессы были беззащитными, пели с птичками и смиренно ждали принца, который их спасёт, то в 1989 году Disney создал героиню, которая весь этот стереотип расколотила. Ариэль сама увидела принца, сама влюбилась, сама его спасла, сама договорилась с ведьмой, сама к нему пришла, и даже тут принц, который и правда немного валенок, не додумался, что делать, хотя краб ему прям на ухо пел: целуй, мол, красотку. Белль, которую мир узнал через два года, совсем не такая. Она одинока и просто ищет родственную душу. Очень удачно эта душа обнаруживается в шикарном замке с потолками метров под 20 и библиотекой чуть меньше Ленинской. Да, парень не красавец, но у всех свои недостатки. Спрашивается, при чём тут феминизм?

В отличие от Уотсон, исполнитель роли Гастона — Люк Эванс —вопросов не вызывает. Он красавец и типичный гусар: в интересах сплошь выпивка, гулянки и женщины. Эванс такие мощные характерные образы воплощает на раз и, кажется, единственный понимает, где находится. Это мюзикл — здесь всё гипертрофированно, и он так смачно и осознанно переигрывает, что становится самым ярким пятном фильма. В компании с Джошем Гадом, который Эвансу в харизматичности не уступает ни на шаг, да ещё и вытягивает на себе весь комедийный компонент фильма. Он же, в смысле Гад, — камень преткновения для всех гомофобов. О ужас, в мультфильме и намёк на гомосексуальность. Серьёзно, если бы об этом не сообщили заранее, никто бы не заметил намёка. Вот спойлер. Та самая архиважная гей-сцена — это случайные обнимашки двух мужчин во время танца. Споткнулись, наткнулись — бывает. Все, кто на этот счёт возмущался, наверно, никогда не были на свадьбах. Мужчины обнимаются не только когда они геи. И целуются, кстати, тоже. Иначе Брежнев — главный в мире содомит.

«Скандал» с гомосексуальным героем накинул фильму для российского проката пару дополнительных лет к возрастному ограничению. 16+ для сказки — это бред. На самом деле фильму «Красавица и Чудовище» надо было ставить рейтинг 16-. Если зритель уже не ребёнок, он начинает всё обдумывать и искать то, чего нет. «Красавица и Чудовище» — очень хорошая и очень красивая сказка с прекрасными декорациями, прекрасными костюмами и совершенно невероятной музыкой Алана Менкена. Те, кому есть хотя бы 20, конечно, немного страдают от русского дубляжа песен. Когда посмотрел мультфильм раз 100 и знаешь его досконально, другой текст воспринимается как лёгкое издевательство над детскими воспоминаниями. Но это можно пережить. А вот совершенно искусственную шумиху просто так отбросить не выходит. Совет: сходите на фильм. Не на сосредоточение болезненных для общества тем, а на сам фильм, который был бы чертовски хорош, если бы о нём поменьше говорили.

Яндекс.Метрика