Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока

Настоящий английский детектив

Настоящий английский детектив

«Убийство в Восточном экспрессе» – один из самых известных романов Агаты Кристи и уж точно самый полюбившийся у киноделов. Творение Кеннета Браны – уже третья полноценная экранизация детектива, а если брать эпизоды сериалов, использующие этот сюжет, можно сбиться со счёта. Тем не менее каноничной экранизацией считается «Убийство» 1974 года, которая пусть и не попала в топ-250 лучших фильмов в истории человечества, но может претендовать на звание классики. Так смог ли Эркюль Пуаро двадцать первого века переплюнуть своего предшественника?

Текст: Максим Полюдов

«Возможно, лучший сыщик на свете» Эркюль Пуаро с лёгкостью раскрывает дело в Стамбуле о краже священной реликвии, в стиле Шерлока Холмса Гая Ричи просчитывает возможности на десять ходов вперёд и вставляет в стену свою трость, о которую цепляется пытающийся сбежать преступник. Все в восторге – но долг зовёт, а новое дело само себя не раскроет. Пуаро так хочется отдохнуть от всего этого, и, казалось бы, он находит идеальное решение: отправиться до пункта назначения на Восточном экспрессе. Три дня в комфортабельном поезде с живописными видами за окном, вкусной едой и приятными собеседниками. Которые на поверку оказываются не такими уж приятными: первым же утром один из тринадцати пассажиров вагона оказывается заколот насмерть. Подозреваемых двенадцать, как и ножевых ранений: это и русская княгиня, и набожная миссионерка, и темнокожий врач, и излишне эмоциональный граф, и австрийский профессор, и много кто ещё.

Привыкший к «марвеловским» экранизациями и большому обилию экшена зритель будет разочарован: Кеннет Брана создал настоящий английский детектив. Неспешный, поэтапно развивающийся, немного пафосный, театрально красивый. Последнему способствует кропотливое внимание к деталям и окружению: шикарный интерьер поезда, идеально сидящие костюмы персонажей, платки ручной вышивки, курительные трубки из дорого дерева. Да даже «самые великолепные усы во всей Англии» Эркюля Пуаро действительно являются самыми великолепными из всех, что видел кинематограф: герой имеет специальную накладку для них, чтобы те не мялись, пока он спит.

Тут же и кроется главный минус фильма, вернее, его режиссёра: Брана заигрывается с окружением и слишком увлекается самолюбованием, – а главную роль он отвёл именно себе, – что забывает о том, что существует кто-то ещё. Он, безусловно, хорош и чувствует детектива Агаты Кристи как никто другой, но из-за камерности и закрытости происходящего на экране складывается ощущение, что все два часа есть только он – великолепный сыщик, с прямотой и непосредственностью говорящий людям в лицо то, что о них думает, и остро ощущающий несовершенство этого мира, которое «выпирает будто нос на лице». Из-за этого остальные персонажи кинокартины вдруг и сами становятся героями-декорациями, которые несут в себе функций не больше, чем красное кимоно, расшитое золотом.

У каждого из них есть козырь в рукаве и своя история, но узнает и прочтёт её только тот, кто знаком с романом английской писательницы не понаслышке. Другим же остаётся довольствоваться парой мощных сцен, которые дают яркую характеристику действующим лицам, да и наблюдением за их инертным существованием на экране между появлениями Пуаро. Возможно, это было бы и не плохо, не будь актёрский состав таким звёздным: здесь и Джонни Депп (Эдвард Рэттчет), и Пенелопа Крус (Пилар Эстравадос), и Мишель Пфайфер (Каролина Хэбберд), и Уиллем Дэфо (Джерард Хардман), и чуть менее известная Дэйзи Ридли (Мэри Дебенхэм). Из-за этого складывается ощущение того, что актёрам не дают места развернуться, а их талант тут совсем не нужен: нужны лишь имена, способные привлечь огромное количество зрителей.

Кроме того Брана позволяет себе отойти от канона книги, что не возбраняется, но выглядит нелепо. К примеру, экшен-сцены, которые в фильме совершенно не к месту. Понятно, что это сделано в угоду массовости, но без них фильм ничего бы не потерял, и попытки создать напряжение таким образом выглядят слишком дёшево. А учитывая, что у режиссёра получается это делать и другими способами – чего стоит финальная сцена с монологом Эркюля Пуаро, отсылающая к узнаваемому событию новозаветной истории, – вдвойне.

Несмотря на это, «Убийство в Восточном экспрессе» – крепко сколоченный детектив, к которому сложно придраться в чём-то ещё. И пусть он выглядит не так, как хотелось бы, но это явный повод для того, чтобы «маленькие серые клеточки» вновь зашевелились, пытаясь найти ответ на вопрос: «Так кто же всё-таки убийца?» И хоть он давно известен, чувство того, что в этот раз всё точно будет по-другому, не покидает до самого конца.

«Убийство в Восточном экспрессе» в кино

вверх