Мальчик, который кричал: «Тёмная башня!»

Мальчик, который кричал: «Тёмная башня!»

Не мне вам рассказывать, насколько сильно ждали экранизацию культовой серии книг от признанного маэстро ужаса и саспенса – Стивена Кинга. И не мне вам рассказывать, насколько эта экранизация провальна, пресна и поверхностна – в сравнении с тем же литературным циклом. Однако я всё-таки это сделаю, но без аналогии с книгой, ведь, возможно, провальная экранизация – это всё-таки неплохой самостоятельный фильм.

Текст: Максим Полюдов

«Тёмная башня» провалилась задолго до проката. Главная претензия всех фанатов заключалась в хронометраже: невозможно уместить семь книг в полтора часа. На самом деле он и для хорошего блокбастера маловат – но чем чёрт не шутит, поэтому, пока премьеру кинопроката разносят в пух и прах критики и любители, посмотрим, что же с ней не так. Или так.

Первое – это сюжет. Он скомкан и нелогичен. В основе типичная завязка то ли для второсортного фэнтези, то ли для такого же триллера. Мальчик Джейк каждую ночь видит кошмары, в которых ему снится одно и то же место, но с разными деталями. Он пытается отыскать его, родители ему нисколько не помогают – напротив, они не верят Джейку и даже пытаются упечь сына в психушку.

Потом-то выясняется, что мальчик был прав, герои совместными усилиями борются со злом, а чтобы хоть как-то раскрыть сеттинг вселенной, комментируют каждый свой шаг, проводя краткий экскурс во всё происходящее вокруг. Это как офигительные истории от Роланда, так и опостылевшие флэшбеки, которые дают героям хоть какую-то мотивацию и оправдание для своих поступков.

На протяжении всего фильма складывается ощущение, что над «Тёмной башней» работала пара десятков сценаристов, каждый из которых писал и вёл свою линию, после чего их просто соединили воедино. Получилось, как в мультфильме про Вовку в тридевятом царстве: «И так сойдёт!». Кто в лес, кто по дрова – всё оборвано и нераскрыто. Злодей не имеет никакой причины уничтожать мир, кроме того, что он злодей с завышенным ЧСВ, естественно. Его «давний друг» и по совместительству хороший парень тоже непонятно чем занят – то ли он суровый герой-одиночка, то ли огромный мужик с сентиментальным сердцем, иногда идущий вразрез тому, чему учит сам. Только Джейк ведёт себя логично и оправданно в большинстве ситуаций, к нему нет никаких вопросов, – жаль, ситуацию это абсолютно не спасает.

Но к чему действительно нет вопросов, так это безупречный каст. Из Идриса Эльбы вышел прекрасный Стрелок – канонический герой вестернов в своём лучшем воплощении. Он ещё в «Лютере» доказал, что задумчивые немногословные персонажи с тяжёлым взглядом – его конёк, поэтому комфортно отыгрывает на своём поле на всю соточку. «Свежее» юное лицо Том Тейлор в роли Джейка Чамберса тоже вполне убедителен: если он боится, то действительно боится, а если плачет, то и правда плачет. И замыкает тройку игроков Мэттью МакКонахи, человек в чёрном, который до безобразия хорош. Даже непонятно, как такой эталонный злодей оказался в таком второсортном фильме.

К сожалению, каст не вытягивает кино. Как не спасает и атмосфера, переданная оператором Расмусом Видебаком, который в общем-то постарался, чтобы всё выглядело максимально мрачно. На самом деле, если брать каждый элемент фильма – герои, съёмка, экшен, да почти всё, кроме сюжета, – по отдельности они выглядят неплохо, только почему-то оказываются деталями от разных пазлов, и картинка никак не складывается. В таких случаях принято всё валить на режиссёра, тем более тут он молод и неопытен, но датчанина Николая Арселя почему-то тоже не хочется ругать. Возможно, напортачили продюсеры, но и это не точно.

В итоге получилось проходное кино, но ответов на вопросы «кто виноват» и «что делать», нет. Хотя, пожалуй, на последний ответить всё-таки можно – просто не снимать такое кино, чтобы никому не было мучительно больно: ни фанатам, ни актёрам, ни критикам.

вверх